Умер театровед и балетный критик Вадим Гаевский

16 июля в Москве умер русский театровед, балетный критик, историк культуры Вадим Гаевский. Об этом сообщила его племянница, театровед Мария Малкина. Ему было 92 года. 

Детство 

Вадим Гаевский родился 12 ноября 1928 года в Москве. Его отец – Моисей Абрамович Гаевский был журналистом, редактором журнала «На аграрном фронте» (ежемесячного органа Аграрного института и Всесоюзного общества аграрников-марксистов), мать (девичья фамилия Померанц) закончила Консерваторию в Одессе, а после стала корректором в Академии наук.

«Отец [дед по отцовской линии] был Федермеер, знаменитый на всю Одессу зубной врач, с немецким образованием, лечивший бесплатно бедных людей, а богатых за хорошие деньги, имевший дом, имевший охранную грамоту, подписанную Лениным непосредственно», – рассказывал о дедушке сам Вадим Моисеевич. У них с сыном не было хороших отношений – даже фамилия Гаевский появилась не от желания скрыть еврейское происхождение, а от желания отца отстраниться от семьи, рассказывал в интервью Вадим Гаевский.

По легенде, когда началась Гражданская война, его родители вместе с друзьями уехали жить из Одессы в Киев. Когда там начались еврейские погромы, компания решила ехать обратно в Одессу: они раздобыли вагон, запломбировали его. Но вместо Одессы поезд привез их в Москву. Там все и остались.

Отец получил работу в «Комсомольской правде», где работал вместе с Надеждой Аллилуевой, женой Иосифа Сталина.

«И пришла она как-то в редакцию в слезах, и он спросил – «Отчего вы в слезах?». И она говорит, что «Понимаете, я не могу этого наблюдать, я не могу этого…» — вообще-то она закрытый была человек, и он не понял, говорит: «Что такое?» — «Знаете, как он будит Васю? Сына, когда он не встает… как Иосиф будит сына? Выстрелом из револьвера! Подходит и над его головой…» А он, говорит, очень с трудом вставал. И он его будил выстрелом из револьвера. Поэтому он стал сумасшедшим, психом, этот Вася. И пьяницей стал страшным и умер пьяницей в тюрьме. Кстати, уже году в 72-м», – рассказывал Вадим Гаевский.

Во Вторую мировую войну его ушел добровольцем на фронт – очень быстро получил контузию, и поэтому выжил – один из четырех братьев. О послевоенном времени Гаевский-младший говорил так: «До 35-го года в доме было просперити какое-то. Потому что я помню, что две зимы подряд, два, 34-й и 35-й, Новый год у нас встречал Еврейский театр, Михоэлс, Зускин. Меня будили, и он на коленях [меня держал] и пел песенку. Это я помню. Почему-то была большая дружба совершенно. А потом все это исчезло: денег не было никаких, очень бедность началась большая».

Его дядей был профессор, советский экономист Давид Батуринский: «Тогда это значимо было, он всегда, когда уезжал в город, голосовал на дороге и говорил: «Я профессор». И его подвозили. Тогда профессоров было мало». 

«Перед войной было такое, он все время менял жен, каждые два года приезжал с новой молодой женой. А потом последняя, Анна Ивановна, очень дружившая с моей мамой, бившая его страшно, потому что он впал уже в абсолютное [детство], а он плакал, рассказывал, как она его била. А она говорила: «Да что вы, я его не бью, просто я не могу, это невозможно!» Мы как-то все в идиотском были положении», – вспоминал Вадим Гаевский.

Учеба

В школе Вадим Гаевский был страстным футбольным болельщиком и хулиганом. Его даже пытались выгнать из Медведковской гимназии – но заступилась учительница по математике, отмечавшая его талант к предмету.

«У нас было четыре ряда по два человека, и всем давали разные варианты задачек, и я решал все варианты, и все это видели, и им даже это нравилось, поскольку я успевал за это время. И я имел за это два завтрака — от класса получал два завтрака! Учитель все это видел, но не прерывал, а с интересом следил», – рассказывал Гаевский. 

Его даже проверяла комиссия из РОНО – сам Гаевский объяснял свой успех не талантом, а аналитическим складом ума: «Метод работы как у кибернетической машины какой-то, у меня было несколько способов, я знал сразу, что все задачи сводятся к каким-то определенным типам решения, и я мог сразу понять, какое тут решение». 

Победа на районной олимпиаде по математике дала возможность поступать в МГУ без экзаменов. Сходил на день открытых дверей на физмат – из-за влюбленности в девушку, объяснял Гаевский. Но физики ему не понравились – «ничего живого в них не было». Но потом «мой одноклассник Никита Санников, с которым я дружил все эти последние годы, сказал (поскольку я тогда был вообще-то гуляка — это сейчас я боюсь время терять, а тогда я был гуляка): «Проводи меня, я поступаю в ГИТИС». Я говорю: «А что такое ГИТИС?» — «А это есть такой театральный институт» — «А ты что, актер будешь?» — «Не актер, театровед». — «Ну, пойдем», — я сказал». 

Прошел консультацию, сдал рецензию на спектакль, собеседование. «И тут я их всех совершенно поразил, потому что на обычный вопрос: «Почему вы приходите в ГИТИС на театроведческий?» — на это обычно отвечают: «Потому что я люблю театр» — обычный ответ, а я сказал: «Потому что я люблю театральную критику!» — «А кого вы знаете?» — я всех знал. А потому что меня на самом деле страшно интересовало это дело — я читал… Я всех знал! Меньше всего думал, что я буду этим заниматься! Но меня это интересовало, я только не знал, что мой интерес возник до моего ощущения, что это мое призвание, а интерес был, я все читал. Я знал всех их, и это настолько поразило их всех — первый раз за все это время». 

Из ГИТИСа его выгоняли четыре раза: три раза – за космополитизм, один раз – за неуспеваемость. И всегда его восстанавливал директор института – Матвей Алексеевич Горбунов, полковник из армии, далекий от театра, называвший актеров «игроками». Занимался он не только студентом Гаевским, но и аспиранткой Вишневской, и уволенными профессорами – «Всех, всех восстановили. Только, конечно, уже не на прежних должностях, но кто хотел — пожалуйста. Не сразу. И я понял, в чем дело. Потому что провела эту кампанию ГэБуха: и это была кампания не столько идеологическая, сколько антисемитская, и это делало ГБ совершеннейшее, и представитель ГБ, Витя Залевский, наш коллега, который там работал, возглавлял комиссию по проверке, меня собственно, и подставил. Все это шло от ГБ. А Горбунов как действующий полковник в армии, особистов ненавидел больше, чем кого бы то ни было».

На четвертом курсе стал много прогуливать – «В ГИТИСе теперь было неинтересно, да и девочки мои перестали обращать на меня внимание — и Наташка, и Валя. Их поклонниками уже были знаменитые актеры, никаких шансов у меня не было. Я сидел дома и прикиды­вался больным», рассказывал он «Арзамасу». Однажды в дверь позвонили – «какой-то человек» велел пойти с ним. Допрос – 26 часов, перечисляли имена товарищей, требовали анекдоты.

«Одно из моих исключений из института было связано с тем, что я любил шутить шуточки. Теперь, когда я вспомнил, как шел мне навстречу отец, я проклял свою легкомысленность! Я понял: нельзя допустить, чтобы такое повторилось!» – рассказывал позже Гаевский.

Карьера

В 1951 году Гаевский окончил театроведческий факультет ГИТИСа. В любое его биографии после этого факта эклектично сказано: в 1959-1966 годах работал научным сотрудником Института истории искусств, с 1970 по 1972 год – научным сотрудником Института философии АН СССР. Как рассказывал сам Гаевский, после института он долго не мог устроиться на работу, а после история университета повторялась – его часто выгоняли.

«В моей трудовой книжке много чего написано: «Уволен как не прошедший чего-то там», «Уволен по сокращению штата», «Уволен…» Только одна запись в отделе поощрений: «Благодарность за хорошую работу агитатором на выборах», в самом начале 70-х годов. Такой получается образ дебила, которого увольняют отовсюду, куда бы он ни пришел, но используют, потому что он ходит на выборы».

В 1954 году его взяли на работу в издательство Академии наук СССР – «сказали, что если отец уйдет, то меня возьмут на его место». На семейном совете было решено «проиграть эту партию», но вмешались и обстоятельства: в качестве научного редактора Гаевский готовил издание первого исторического «Французского ежегодника». Уже при подписи книги в печать выяснилось неожиданное: редактором-составителем вместо Гаевского записали любовницу главного редактора издательства Академии наук, который так дал ей возможность подзаработать. Гаевский сообщил об этом авторам-ученым, и вместе они заставили ее вернуть деньги. 

«Но, как инициатор скандала, я не был забыт. Буквально через несколько дней после произошедшего с моего стола исчезла рукопись академика Евгения Алексеевича Косминского. Пропажа рукописей влекла за собой уголовную ответственность. Руководство мне, улыбаясь, сообщило: «Либо подаете заявление об уходе, либо мы возбуждаем уголовное дело». Я и ушел — без крика и шума. Было это в 1959 году», – рассказывал так окончание этой истории Гаевский.

Не смотря на сложный путь, его труды и преподавание стали одной из основ современной театральной критик: он издавался с 1954 года, а его первая книга «Дивертисмент» о балете стала хитом.

«В 1981 году книгой Вадима Гаевского «Дивертисмент» в Ленинграде можно было дать серьезную взятку. В учреждениях, где заседали разнообразные норны, ведающие судьбами. Например, в загсе и ОВИРе. В приключения танцующих ног впилась вся читающая страна. Первая же книга Гаевского стала бестселлером во всех смыслах. Кроме одного: в 1981 году «Дивертисмент» был опубликован, сразу же изъят из продажи и вступил в следующий год книгой уже легендарной. Вадим Гаевский сказал то, что думал, о балете в стране, где балет всегда значил больше, чем балет», – писала Юлия Яковлева в журнале «Большой город» в 2009 году. 

Также среди книг Вадима Гаевского «Флейта Гамлета» (1990), «Дом Петипа» (2000), «Разговоры о русском балете» (совместно с Павлом Гершензоном, 2010).

«Мой путь определило соприкосновение с великим искусством. Теперь этот пережитый опыт мной владеет. Опять же, почему дивертисмент? Потому что и это — любовь, и это — любовь, и это… Такая полигамность. У меня нет детей, хотя, по-видимому, должно было быть много, но так сложилось. Книги, как детки, просятся на свет. Главный мой замысел — красиво закончить то, что я начал. Ведь я начал писать поздно, в 53 года. В последнее время я начал еще и много выступать, так что теперь я труженик вербальности: все время что-то где-то рассказываю. Я переполнен впечатлениями от встреч с великим искус­ством и испытываю внутреннюю необходимость их осмыслить и перевести в слово», – рассказывал он в интервью «Арзамасу». 

В 2019 году национальная премия «Золотая Маска» запротоколировала его вклад в развитие театрального искусства статусом лауреата.

В 1990-х он входил в редколлегию театрального журнала «Московский наблюдатель» (до 1998 года), стал заведовать в РГГУ сперва кафедрой истории театра и кино историко-филологического факультета РГГУ, с 1993 года был заведующим кафедрой театроведения РГГУ.  

Последний раз его «выгоняли» в 2016 году: новый ректор распорядился убрать профессоров-консультантов Юрия Манна, Нину Павлову, Вадима Гаевского, Николая Федорова, Владимира Дыбо. Поднялся скандал. Гаевский остался – в качестве преподавателя кафедры истории театра и кино. 

Представить себе мир российской театральной критики без Гаевского невозможно: он – один из наставников целого поколения, не только театральных критиков, но и людей, интересующихся культурой в целом.

«…Я потом очень много раз сталкивалась с такой его решимостью и умением, не оглядываясь ни на какие правила, ранжиры, иерархии, поддерживать тех, кого он считал талантливыми, помогать тем, кого он считал честными. Я не говорю сейчас об удивительной его способности облекать мысли и чувства в слова – для меня эти его слова всегда были образцовыми, я всегда мечтала писать так, как пишет Гаевский, и я не уверена, что моя мечтал хоть когда-нибудь сбудется. Но то, что он стал для меня абсолютным эталоном – и в профессии, и в жизни – это я могу сказать твердо», – написала Марина Давыдова, главный редактор журнала ТЕАТР.

Полит.ру выражает соболезнования близким, ученикам и читателям Вадима Гаевского.

Еще Гаевский:

«Когда они ставят ногу как розу в вазу….» – Ревекка Фрумкина, Полит.ру

«Мальчики кровавые» поджидают новых хозяев студии на Поварской – Полит.ру

«Вопрос недели: Русский балет сегодня – такой же безусловный национальный бренд, каким он был в советское время?» – Полит.ру

Пина и танец страсти – Вадим Гаевский, Полит.ру

Источник: polit.ru