Студенческий капитал — еще одно популистское предложение или реальное?

Депутаты «Справедливой России» предложили ввести студенческий капитал — аналог «подъемных» денег, которые выплачивали молодым специалистам в Советском Союзе для обустройства на новом месте работы. Поддержка выпускников — идея неплохая, однако в силу разных причин рискует остаться нереализованной. 

В конце прошлого года в Госдуму был внесен законопроект о так называемом «студенческом капитале» — единовременной выплате выпускникам вузов и средних специальных учебных заведений. 

Согласно документу, на студенческий капитал могут рассчитывать студенты, которые получают высшее образование очно и в первый раз. У каждого будет персональный счет — после защиты диплома на него поступят денежные средства. Выпускники вузов получат 500 тыс. рублей, выпускники техникумов — 250 тыс. рублей. Для студентов, которые закончат вуз с отличием, сумма студенческого капитала увеличится до 700 тыс.,  а для выпускников техникумов — до 300 тыс. рублей. Потратить их можно будет на оплату проезда до места работы, аренду жилья, коммунальные платежи, ремонт квартиры или открытие своего дела. 

Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на поддержку молодых специалистов, которые после окончания обучения не могут устроиться на работу. Такая проблема действительно есть: по данным Росстата, уровень безработицы среди молодежи 15–19 лет в конце 2019 года составил 22,1 % — это в 4,7 раз выше общего уровня безработицы. А среди молодежи 20–24 лет — 15,1 %, что в 3,2 раза выше общего уровня безработицы.

«В связи с очной формой обучения многие студенты не имеют возможности совмещать работу и учебу из-за большой нагрузки. Также они не могут накопить какие-нибудь крупные денежные средства, так как размер получаемых ими стипендий совсем небольшой. Поэтому после выпуска из образовательных организаций у студентов нет практически никакого материального капитала», — отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке.

«Мне сложно представить молодого человека, который заведет себе счет, внесет туда 500 тысяч рублей и будет ежедневно на эти деньги покупать билетик в автобусе. Зачем эти ложные мотивации? Лучше сразу прямо сказать: давайте выделим всем выпускникам единовременную помощь — и не 500 тысяч, а миллион рублей. Тогда молодежь останется довольна, а проблемы будут только у Минфина, которому придется изыскивать дополнительные средства в бюджете», — отмечает ведущий аналитик QBF Олег Богданов. 

Декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета Екатерина Безсмертная полагает, что «законопроект вызывает ряд вопросов, связанных не только с источниками финансирования (похоже, предлагая введение такой дорогостоящей меры поддержки, инициаторы нововведения даже приблизительно не оценили потенциальный уровень затрат на его реализацию), но и с рядом технических и процедурных моментов. 

«В статье № 6 содержится требование о возврате студенческого капитала государству выпускниками, не трудоустроившимися в течение одного года после окончания ими обучения. При этом не уточнено, должен ли быть произведен возврат денежных средств, если выпускник устроился работать не по специальности, а также в течение какого периода специалист должен проработать на найденном рабочем месте, чтобы не получить впоследствии требование о возврате капитала», — отмечает Безсмертная в комментарии Полит.ру.  

В законопроекте также не отражен вопрос социальных последствий невозврата студенческого капитала. «В том случае, если работа по объективным причинам не найдена, как будет работать механизм взыскания образовавшейся задолженности? И как массовые прецеденты таких взысканий повлияют на уровень социальной напряженности в обществе?» — добавляет Екатерина Безсмертная. 

В пояснительной записке к законопроекту указано, что он направлен на финансовую поддержку выпускников, которые не могут найти работу. «Однако в России действует большое число вузов, выпускники которых не испытывают затруднений при трудоустройстве. Будет ли каким-то образом проводиться отбор вузов и специальностей, по которым предоставление студенческого капитала не представляется актуальным и целесообразным, и если будет — то по каким критериям такие вузы будут отбираться?» — спрашивает Безсмертная. 

Имеются в законопроекте и ограничения. Студенческий капитал не предоставят, если был использован механизм гарантированного трудоустройства студентов-выпускников, заключивших специальный договор о целевом обучении, говорится в пояснительной записке. А значит, реализация этой идеи способна понизить интерес к этому механизму, полагает Екатерина Безсмертная.

Вызывает вопросы контроль за целевым использованием студенческого капитала: кто и как будет отслеживать процесс расходования средств, какие санкции будут предусмотрены при его нецелевом использовании.

«Студенты могут отчитаться за полученные деньги фиктивными договорами, что станет еще одной схемой возможного вывода денег», — предположил председатель Всероссийского Союза студентов Олег Цапко на пресс-конференции Национальной службы новостей (НСН). 

В заключении Правительства на законопроект указано, что целевое назначение студенческого капитала не определено. «Когда-то советские граждане получали после обучения в столичных и региональных вузах распределение на работу в Сибири, Крайнем Севере или на целине и должны были как минимум три года отработать. Понятна важность подъемных в этих условиях: вчерашний студент ехал через всю страну, где ему нужно было обустраиваться на совершенно новом месте, когда родителей и их помощи не было рядом. В современной России обязательного распределения, за небольшими исключениями для военных вузов и целевиков, нет», — соглашается руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов. 

По словам Олега Цапко, если есть такие ресурсы, лучше пустить их на стипендию. «Колоссальные деньги тратятся на модернизацию образования, а страдают те, на кого это направлено. Время, которое они могли бы тратить на освоение своей профессии, они тратят на заработок. В первую очередь, лучше работать над улучшением стипендиального фонда и параллельно над студенческим капиталом в регионах», — заявил он. 

Очевидно, что лишних 500 тысяч на студента у государства нет, поэтому автор законопроекта Федот Тумусов («Справедливая Россия») предложил вводить студенческий капитал поэтапно. «Возможно, следует реализовать сначала в Сибири и на Дальнем Востоке, чтобы поднять спрос на учебу в этих регионах», — предложил депутат на пресс-конференции НСН.

Профессор Александр  Цыганов отмечает, что уже действуют успешные программы, которые решают эту задачу — привлечение молодых специалистов на работу в отдаленные местности.  

«Это программы «Земский учитель» и «Земский доктор», по которым регионы определяют потребность для привлечения молодых специалистов на село. Им выделяется миллион рублей на приобретение жилья, а на Дальнем Востоке сумма увеличена до двух миллионов. После получения помощи по программе для сельских учителей и медработников необходимо отработать пять лет, чтобы жилье стало собственным», — пояснил профессор.

По словам Александра Цыганова, для развития экономики и социальной сферы, возможно, будет достаточно просто модернизировать действующие программы для земских учителей и врачей, добавив в них недостающие специальности. 

В целом эксперты отмечают, что  идея поддержать выпускников — правильная, но финансовых ресурсов для ее полномасштабной реализации нет, и, скорее всего, она будет обречена на провал, если не решить более глобальные задачи. В частности, связать систему образования с рынком труда. 

Источник: polit.ru