Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека

Издательство «Альпина нон-фикшн» представляет книгу Массимо Пильюччи «Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека» (перевод Андрея Ядыкина).

Древние философы-стоики Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий дали в своих сочинениях множество практических советов о том, как жить счастливо, и их рекомендации не теряют актуальности в наши дни. В последнее десятилетие происходит возрождение античного стоицизма. Одна за другой выходят книги специалистов по древней философии, адресованные широкому читателю и демонстрирующие, как учение стоиков может помочь каждому. Книга американского философа, биолога и публициста Массимо Пильюччи сосредоточена на наследии Эпиктета — раба-грека, ставшего популярным учителем стоической философии в Риме. Пильюччи реконструирует доктрину Эпиктета и пересказывает его языком XXI века. В итоге он создает «Стоицизм 2.0», предназначенный для построения счастливой жизни в нашу эпоху. Книга состоит из 53 уроков, представляющих собой наставления стоика современному слушателю. В завершающей части книги Массимо Пильюччи обсуждает с читателем отличия современной версии стоицизма от его античного варианта.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Нужно тебе решить, какой ты человек и каков твой характер, а затем придерживаться своего решения, будь то на людях или в домашнем уединении. Если не сделать этого, то причинишь себе двойной ущерб: во-первых, станешь лицемером, а во-вторых, из-за своей непоследовательности затруднишь себе само совершенствование.

Вот кое-какие советы, касающиеся того, каким человеком ты, возможно, захочешь сделаться. Много не говори, вместо этого уделяй время тому, чтобы слушать других. Ведь у тебя рот один, а уха два, значит, стоило бы приучить себя слушать в два раза дольше, чем говорить. Когда ведешь беседу, выражайся четко и кратко. Старайся поменьше участвовать в разговорах пустых, сам знаешь каких — о спорте, знаменитостях, еде. Такой род бесед не сделает тебя лучше как человека (и других, впрочем, тоже). Важнее же всего не говорить о других людях у них за спиной: ни порицать, ни хвалить, ни сравнивать между собой. Если это хоть в какой-то мере возможно, пытайся направить разговор на темы со смыслом. Но также помни: у тебя всегда есть возможность хранить молчание.

Шути мягко и воздерживайся от слишком продолжительного или громкого смеха. Ты ведь больше не ребенок, так что следи за тем, чтобы не уронить свое достоинство.

Всегда, когда это в твоих силах, отказывайся клясться. Тебе нужно сохранить для себя возможность делать собственные выводы о том, каковы вещи, избегая обещания слепо следовать тому, что другие люди постараются тебе самоуправно навязать.

Следи за тем, в какой компании ты оказываешься. Не нужно принимать приглашения, которые введут тебя в общество людей, не заинтересованных в том, чтобы стать лучше. Если же избежать этого нельзя, приглашение принимай, однако будь начеку и не позволяй увлечь себя на их путь, если твое разумение говорит, что пользы в таком поведении для тебя нет. Ведь с детских лет, когда родители говорили тебе, что душа твоя набирается хорошего или плохого в компании, которую ты водишь, ничего не изменилось. Так чего ради марать себя намеренно?

Не позволяй себе роскошествовать. Разумеется, заботься о своем теле, здоровье, безопасности, но старайся ограничиваться в жизни лишь самым необходимым. Предметы роскоши не только не относятся к этому разряду, но и с легкостью испортят тебя и отвратят от добродетели. И если ты поддаешься искушению похвастаться чем-то из своего имущества, дабы подивить других, то дорожка твоя становится скользкой — ибо ты всё еще полагаешь, что людская похвала и восхищение хороши.

В интимной близости ищи удовольствия в серьезных отношениях, не пытаясь использовать себя и других в качестве средства.

В поисках наслаждения никогда не причиняй вред другому человеку. Однако если другие балуют себя чем-то таким, чего ты не одобряешь, не порицай их и не выставляй напоказ свой пример. Ты же не знаешь, почему они так поступают. И в любом случае их выбор — это не твое дело.

Представим, будто ты узнал, что некто неодобрительно высказывался о тебе у тебя за спиной. Вместо того чтобы оправдываться, скажи что-нибудь вроде следующего: «О да, но говорил он так лишь потому, что не знает меня как следует. Знал бы, отзывался бы обо мне гораздо хуже». А еще лучше вообще ничего не говори и проигнорируй это замечание. Для тебя оно абсолютно не важно.

Тебе совсем не обязательно посещать спортивные мероприятия. Но если все-таки приходится быть там, приучи себя желать победы команде, которая выигрывает, поскольку либо она лучшая, либо ей благоволит Фортуна.

Поражение ее соперников тоже принимай как данность, вовсе не затрагивающую твоего саморазвития: ибо ни триумф, ни провал не в твоей власти. Во время матча воздержись от криков и иных проявлений возбуждения.

Вместо этого присмотрись к источнику своего волнения — и тогда ты без труда убедишься в том, что он ничтожен. Наконец, не втягивайся в пространные разговоры о матче после его завершения. Они не имеют никакого смысла.

Участвуя в любом публичном мероприятии, помни о сохранении своего достоинства, сохраняй серьезность и старайся не быть никому в тягость.

Предположим, ты отправляешься на встречу с влиятельным или известным человеком. Задай себе вопрос: «Как поступил бы в такой ситуации Сократ?» У тебя сразу же сформируется представление о том, что значит достойно вести себя на предстоящей встрече. Перед тем, как выйти из дома, представь, что не увидишь на встрече того, с кем ищешь свидания, или что этот человек откажется увидеться с тобой, или что он обойдется с тобой грубо.

Если, учитывая всё это, ты по-прежнему считаешь встречу важной, отправляйся, но никогда не говори потом: «Она того не стоила». Ибо так говорят люди, всё еще думающие, что внешние вещи важны.

Когда ты участвуешь в разговоре, постарайся не говорить о себе слишком много. Как ни трудно в это поверить, но ты не настолько очарователен, как тебе может казаться, а другим и вовсе можешь быть неинтересен.

Не будь шумливым и необузданным, а также не сквернословь. Нет в таком поведении нужды, а беседу оно может испортить. Если другие люди ведут себя так, порицать их открыто, возможно, и не слишком уместно, но укорить их ты вполне способен, отказавшись делать то же, что и они. Ищи компанию добродетельных и сам будь такой компанией.

Когда тебе начинает казаться, что какое-то удовольствие, позволь ты его себе, послужит отрадой, попробуй остановиться и не спешить. Попытайся отстраниться от впечатления, которое тебя одолевает, подвергни его самому тщательному обдумыванию. В частности, вспомни о том, насколько краткосрочны и преходящи удовольствия и, напротив, какими длительными бывают последующие сожаления.

Или же, более того, подумай, до какой степени чище та радость, которая посетит тебя, когда ты осознаешь, что устоял перед мимолетным впечатлением, овладел своим желанием и сохранил себя в добродетели.

Если ты решил, что сделать какую-либо вещь правильно, то делай ее на виду у других, даже если они не одобрят тебя. Их мнение — не в твоей власти.

Но если что-либо не считаешь правильным, просто воздержись от этого независимо от пожеланий окружающих. Их мнение — не твоя забота.

Вот тебе две фразы: «Сейчас день» и «Сейчас ночь». По отдельности каждая из них имеет смысл, и каждая в определенное время суток истинна. Но вместе, как одно целое — «Сейчас день и ночь», — они содержат противоречие. Точно так же вещи могут быть хороши для тебя и при этом не хороши для общего благополучия. В таких случаях тоже рождается противоречие, но другого рода. Например, рассуждая обобщенно, для твоего тела предпочтительно есть всё, что требуется для его пропитания. Но, если ты в гостях, тебе придется внимательно следить за тем, чтобы на твоей тарелке было не больше, чем у хозяина и других гостей, даже если тебе этого покажется мало. «Ешь то, что нравится» и «Дели еду с ближними» конфликтуют между собой.

Так и во многом другом в жизни: всегда рассудительно рассматривай все стороны дела и уравновешивай собственные потребности потребностями окружающих.

В жизни мы все играем несколько ролей сразу. Но, предположим, ты решил играть ту роль, которая тебе не подходит или которая тебе просто не по плечу. В подобном случае, если бы ты был актером, то провалил бы пьесу перед зрителями, другими актерами и самим собой.

Поэтому вдумчиво анализируй, в какие затеи ты вовлечен и подходишь ли для них. Подобным же образом следи за тем, чтобы не упустить из внимания другие дела, в которых ты по-настоящему хорош.

Я исхожу из того, что во всём, что ты делаешь, присутствует забота о том, как бы не нанести урон себе или, говоря точнее, собственному телу. Например, расхаживая по улицам, ты достаточно осмотрителен, чтобы не наступить на гвоздь или не подвернуть ногу.

Так почему же ты так беспечен, когда дело касается руководящего начала твоего разума? Почему ты допускаешь, чтобы оно уязвлялось всевозможным мусором и хламом, вместо того чтобы защищать его от покушений извне и заботиться о нем изнутри, делая ум свой настолько острым, насколько это возможно?

Источник: polit.ru