Путешествия щита

Художественный музей Филадельфии и Институт национального наследия Чешской Республики объявили о соглашении, согласно которому в Чехию вернется декоративный щит XVI века, украденный нацистами из чешского музея во время Второй мировой войны.

Декоративный деревянный щит украшен росписью, создание которой приписывается художнику Джироламо ди Томмазо да Тревизо (1508–1544). Он изобразил событие Второй пунической войны — армию римского полководца Публия Сципиона, штурмующую город Новый Карфаген в Испании. Композиция была основана на гобелене из серии, изображающей сцены из жизни Сципиона, разработанной художником Джулио Романо для короля Франции Франциска I. Романо рисовал эскизы гобеленов в 1531–1533 годах. Затем гобелены были сотканы в Брюсселе и в 1535 году отправлены королю. Они были уничтожены в 1797 году, после Великой французской революции. Правда, сохранились копии этой серии гобеленов, заказанные Людовиком XIV в 1688 году, они сейчас хранятся в Лувре.

Гобелен с изображением штурма Нового Карфагена. Фото: Musée du Louvre

Джироламо да Тревизо неслучайно выбрал для оформления щита сюжет из истории пунических войн. Дело в том, что щит был создан в 1535 году, когда император Священной Римской империи Карл V провел победоносную военную экспедицию в Тунис, на земли, где в древности располагался Карфаген. Во времена Карла североафриканские мусульманские пираты под предводительством знаменитого Хайреддина Барбароссы постоянно нападали на корабли Габсбургов в Средиземном море и даже совершали налеты на города испанского побережья (пиратам негласно содействовали французы, так как Франциск I был давним врагом Карла V). Поэтому Карл решил нанести удар по одной из крупных пиратских баз. Он снарядил мощный флот и собрал армию из 30 тысяч солдат, отправив ее в Тунис. Лишь годом раньше Барбаросса во главе османского флота завоевал Тунис для султана Сулеймана Великолепного, изгнав прежнего правителя Мулей Хасана и устроив там базу для своих рейдов.

Карлу V удалось снарядить в тунисскую экспедицию 300 кораблей и 74 галеры. Расходы на это составили не менее миллиона дукатов (именно на финансирование тунисской экспедиции пошла значительная часть золота, полученного конкистадором Писарро от правителя инков Атауальпы). Для участия в походе Карл V пригласил даже Францию, но король Франциск отказался под предлогом трехлетнего перемирия с Барбароссой, заключенного после посольства Османской империи во Франции в 1533 году. Французский король согласился лишь на просьбу папы Павла III прекратить войны между христианами на время экспедиции.

Флот Карла разгромил корабли Барбароссы у тунисских берегов и приступил к осаде крепости Голетта (современный Хальк-эль-Уэд — город и порт тунисской столицы). Португальский галеон «Ботафого» сумел своим тараном разрушить цепь, преграждавшую вход в гавань, и корабли Карла начали обстрел города. Наконец, Голетта была взята. В ходе резни погибло около 30 тысяч мусульман. Барбароссе удалось бежать в Алжир с небольшим отрядом. В руинах солдаты Карла нашли пушечные ядра с французскими лилиями, что стало доказательство помощи, которую Франция оказывает мусульманам. В результате победы были освобождены тысячи христианских невольников. Мулей Хасан был восстановлен на тунисском троне и признал Карла V своим сюзереном. В Голетте обосновался испанский гарнизон. Крепость оставалась в руках христиан до 1569 года.

Хотя после тунисской победы Карла война на Средиземном море была далеко не закончена, в Италии возвращение императора отмечалось пышными празднествами. 5 апреля 1536 года Карл V устроил в Риме триумф, подражая античным императорам. Торжественные шествия и другие церемонии проводились и в других итальянских городах.

Судя по всему, для одной из таких церемоний и был изготовлен декоративный деревянный щит, роспись которого напоминала о противостоянии Рима и Карфагена. Затем в судьбе этого щита наступает продолжительный темный промежуток. Мы не знаем, где он находился и кому принадлежал. Сведения о нем появляются лишь в 1700-е годы, когда щит находился в замке Кастелло-дель-Катахо в окрестностях Падуи и входил в обширную коллекцию оружия и доспехов, собранную маркизом Томмазо дельи Обицци. Он был последним представителем своего рода, и после его смерти все земли и коллекции дельи Обицци унаследовало княжеское семейство Эсте. В 1771 году Мария-Беатриче д’Эсте, единственная наследница их титула, вышла замуж за австрийского эрцгерцога Фердинанда, брата императора Иосифа II. Со смертью ее внука Франца в 1875 году прямая линия Эсте прервалась, но их титул унаследовал эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник австрийского престола. Тот самый, убийство которого в 1914 году положило начало Первой мировой войне.

Кроме титула, Франц Фердинанд получил в наследство от семейства Эсте коллекцию оружия и доспехов, которая считалась третьей по величине в Европе, и деньги, на которые он приобрел замок Конопиште, недалеко от Праги. Франц Фердинанд устроил в замке свою резиденцию и разместил там коллекцию оружия.

Когда после войны Австро-Венгрия распалась, замок и его коллекции в 1919 году перешли в собственность правительства Чехословакии. В 1939 году Германия аннексировала часть Чехословакии, где находится замок Конопиште, а в 1943 немецкая армия конфисковала коллекцию, в том числе щит, и отвезла ее в Прагу для размещения в новом военном музее. Однако вскоре лучшие образцы из коллекции были отправлены в Вену для будущего грандиозного музея, который Гитлер намеревался после окончания войны основать в австрийском Линце.

В конце войны много предметов из коллекции замка Конопиште были обнаружены союзниками и возвращены в 1946 году чешским властям. Но 15 объектов остались пропавшими без вести, среди них был и тот самый щит.

Тридцать лет спустя декорированный щит был завещан Художественному музею Филадельфии заядлым коллекционером средневекового оружия Карлом Отто Кречмаром фон Кинбушем. Его история оставалась неизвестной, и на тот момент не удавалось определить, был ли это тот самый щит из собрания замка Конопиште.

С 2016 года Художественный музей Филадельфии начал сотрудничество с чешскими историками, чтобы определить происхождение щита. И лишь совсем недавно удалось обнаружить инвентарные описания и фотографии щита, сделанные в 1913 году. На их основе удалось доказать, что в Филадельфии находится тот самый щит, что был незаконно вывезен из Чехии немцами. Основываясь на этих сведения, совет попечителей Художественного музея Филадельфии единогласно пришел к выводу, что законное право собственности на произведение принадлежит Чешской Республике, и одобрил возврат щита на заседании 17 июня 2021 года.

«Вместе с нашими друзьями из Института национального наследия, министерства культуры и министерства иностранных дел Чешской Республики мы рады объявить о завершении этого расследования. Работа, утерянная во время Второй мировой войны, с радостью возвращается обратно, и это привело к исключительному научному сотрудничеству», — сказал генеральный директор Художественного музея Филадельфии Тимоти Руб.

«Художественный музей Филадельфии заслуживает огромной похвалы за столь активное участие в возвращении этого чрезвычайно ценного произведения искусства в Чешскую Республику. Этот случай является ярким примером передовой практики реституции. Наше плодотворное сотрудничество может служить образцом международного партнерства в возвращении похищенных произведений искусства, — заявил посол Чехии в США Гинек Кмоничек. — Спустя много десятилетий замечательное произведение итальянского искусства эпохи Возрождения, исторически принадлежавшее коллекции д’Эсте в замке Конопиште, возвращается в Чешскую Республику. Мы рады, что после важных переговоров мы вскоре сможем восстановить его как часть коллекций Института национального наследия и снова сделать доступным для публики в Европе.

«Щит эпохи Возрождения — из-за того, что он был удален из коллекции — испытал значительные повреждения. В последние годы он был реставрирован Художественным музеем Филадельфии, учреждением с исключительной командой ценителей искусства, специалистов, реставраторов и консерваторов. Эти профессионалы приложили образцовые усилия для восстановления и сохранения этого выдающегося объекта, и благодаря их отличной работе мы вскоре сможем представить его публике. Мы искренне надеемся, что возвращение щита эпохи Возрождения в Чешскую Республику ознаменует начало плодотворного сотрудничества между Художественным музеем Филадельфии и Чешской республикой в области реставрации, консервации и презентации произведений искусства », — добавила генеральный директор Института национального наследия Надежда Горичкова.

Источник: polit.ru