Момент взлета. Истории женщин, которые бросили вызов патриархальному обществу

Издательство «Бомбора» представляет книгу Мелинды Гейтс «Момент взлета. Истории женщин, которые бросили вызов патриархальному обществу».

Мелинда Гейтс много лет работала с женщинами по всему миру, помогая им выйти с задворок социума. Ведь когда у женщин вырастают крылья за спиной, взлетает всё человечество, убеждена Мелинда. Эта книга — манифест равноправного общества, в котором женщин ценят и признают во всех сферах жизни. Она призвана взломать исторически сложившиеся шаблоны и помочь женщинам взлететь.

Предлагаем прочитать фрагмент главы, посвященной женскому образованию.

 

1. «Агенты развития»

Одна из самых вдохновляющих идей в области школьного образования для девочек зародилась в Мексике. Порой оказывается так, что лучшие идеи — это простые идеи, но такими они начинают казаться лишь после того, как вы о них услышите. Однако, чтобы их придумать и дать им жизнь, нужна мудрость и способность заглянуть далеко вперед.

В 1990-х годах многие мексиканские семьи всё еще не могли себе позволить отправлять детей в школу, потому что родители не могли обойтись без детского труда. Поэтому в 1997 году человек по имени Хосе Гомес де Леон и его коллеги выдвинули одну идею. Они сочли, что женщины и девочки являются «агентами развития», и воплотили эту веру в жизнь.

Правительство должно было, по их мнению, относиться к образованию как к работе и платить семьям за то, чтобы их дети ходили в школу. Выплаты должны были равняться той сумме, которую мог заработать ученик. Например, третьеклассник может зарабатывать 10 долларов в месяц, а старшеклассник — все 60. Они назвали программу Oportunidades — «Возможности».

Они позаботились о том, чтобы выплаты за детей передавали непосредственно матерям. И поскольку девочки чаще, чем мальчики, бросали учебу, им платили чуть больше денег, чем мальчикам, чтобы они продолжали ходить в школу. После того как программа была поэтапно введена, девочки, состоящие в Oportunidades, на 20 % чаще находились в школе, чем те, кто в этой организации не состоял. В школах не только стало больше девочек, они начали учиться дольше. Программа помогла почти 6 миллионам семей.

Всего через двадцать лет Мексика добилась гендерного равенства в области образования — не только на уровне начальной школы, но и на более высоких ступенях. Кроме этого, Мексика может похвастаться самым высоким в мире количеством женщин — обладательниц научных степеней в области компьютерных наук.

Всемирный банк назвал пример Мексики эталоном для всего мира и заявил, что она первой сосредоточилась на семьях, находящихся в крайней нищете. На данный момент 52 страны внедряют эту программу в той или иной форме.

2. Прорыв в Бангладеш

Я знала о работе Бангладешского комитета сельского развития (BRAC), так как в 2004 году он получил премию Gates Global Health Award, а в 2005 году я побывала в гостях у его основателя, Фазле Хасана Абеда. Помимо фантастической работы в области здравоохранения и микрокредитования, BRAC также является крупнейшей в мире частной организацией, которая занимается развитием сферы образования и фокусируется на обучении девочек.

Еще в 1970-х годах, когда Бангладеш разбиралась с последствиями освободительной войны, большинство семей держали небольшие фермы. Они изо всех сил пытались выжить и сильно зависели от помощи своих детей, особенно дочерей. В результате к 80-м годам XX века менее 2 % девочек доучивались до пятого класса, а в старших классах училось вдвое меньше девочек, чем мальчиков. Именно тогда Фазле Хасан Абед, бангладешец, который построил успешный бизнес в Европе, решил вернуться домой, основать BRAC и начать строить школы.

Когда в 1985 году организация запустила свою работу, предполагалось, что в каждой из их школ должно обучаться не менее 70 % девочек. Преподавателями были только женщины — представительницы местного населения, чтобы родители не боялись за безопасность своих дочерей.

Каждая школа, которая работала в рамках программы BRAC, устанавливала собственное расписание в зависимости от урожайного сезона, чтобы те семьи, которым требовалась помощь дочерей, могли без особых помех отправлять их в школу. Кроме того, эти школы на бесплатной основе предоставляли книги и материалы, так что расходы на обучение перестали быть оправданием для того, чтобы не пускать девочек в школу.

По мере роста числа школ BRAC религиозные экстремисты начали их сжигать, признавая, что они способствуют личностному росту женщин. Абед их восстанавливал. Он сказал, что целью BRAC было бросить вызов культуре, которая угнетает женщин, и поджоги доказали, что результаты очевидны. Сегодня в Бангладеш число девочек в старших классах превышает число мальчиков, а организация управляет работой 48 тысяч школ и учебных центров по всему миру. BRAC проникает в самые опасные места в мире, чтобы девочки могли посещать школу, и медленно помогает культурам меняться к лучшему.

3. Бросая вызов многовековым традициям

В большинстве сельских районов Африки к югу от Сахары люди ожидали, что молодые девушки будут подчиняться обычаям своей культуры, а не бросать ей вызов или пытаться ее изменить. Будущее девочки по имени Кекения Нтайя было определено в ту самую секунду, когда она родилась. Большинство 13-летних представительниц народа масаи, проживающих в Кении, знало свою судьбу наперед.

Сначала девочка должна ходить в начальную школу, пока не достигнет половой зрелости.

Затем она перенесет традиционную операцию по удалению наружных гениталий, бросит школу и выйдет замуж за мальчика, с которым ее обручили в пять лет.

С этого дня и до конца жизни она будет носить воду, собирать дрова, убирать дом, готовить еду и работать на ферме. Всё было спланировано заранее, а когда такое происходит в жизни девушки, план идет на пользу всем, кроме нее самой.

Перемены начинаются со слова «Нет!».

Впервые я узнала об этой отважной девушке, когда наш фонд помогал в финансировании конкурса лучших документальных фильмов о людях, которые меняют мир, и победителем стал фильм с участием Кекении.

Кекения хотела стать учительницей. Это означало, что она не сможет бросить учебу, достигнув половой зрелости. Она не могла выйти замуж, готовить и убирать дом своей новой семьи. Ей следовало продолжать обучение. Не могу даже представить себе ее смелость.

В начальных классах я была послушным ребенком. Мне было необходимо всеобщее одобрение. Мне повезло, что мои желания в жизни соответствовали желаниям моих родителей и учителей, но, если бы наши мечты не совпадали, не знаю, смогла бы я за себя постоять или нет.

У Кекении, по-видимому, не было подобных сомнений. Когда ей исполнилось 13 лет, она предложила отцу сделку: она согласится сделать обрезание, но только если он позволит ей не выходить замуж и продолжить учиться в школе. Отец Кекении знал, что если его дочь не сделает обрезание, то он будет публично опозорен. Он знал, что его дочери хватит сил, чтобы бросить вызов традициям. Он согласился на сделку.

В назначенный день Кекения зашла в коровник неподалеку от дома, где под пристальным наблюдением проходящих мимо зевак местная старуха ржавым ножом отрезала ей клитор. Кекения истекала кровью и теряла сознание от боли. Три недели спустя она вернулась в школу, полная решимости стать учительницей. К моменту окончания школы девушка получила полную стипендию, покрывающую обучение в американском колледже.

К сожалению, в стипендию не входила стоимость перелета, а жители деревни не горели желанием собирать на это деньги.

Когда она рассказывала людям о том, что получила стипендию, и просила их о помощи, они говорили:

— Какое бездарное упущение. Лучше бы предоставили такую возможность мальчику.

У Кекении не только хватило смелости бросить вызов традициям, но и мудрости, чтобы обратить ситуацию в свою пользу. У народа масаи существует поверье, что хорошие новости всегда приходят утром. Поэтому каждое утро Кекения стучала в дверь одного из влиятельных жителей деревни. Она обещала, что, если ей помогут получить образование, она вернется домой и привезет с собой перемены к лучшему. В конце концов она получила свой билет на самолет.

В США она стала не только бакалавром, но и кандидатом педагогических наук. Она работала в ООН. Она узнавала о правах женщин и девочек. Но что самое главное, по ее словам: «Я узнала, что мне не обязательно было обменивать часть своего тела на образование. Я имела на это право».

Сдержав обещание и вернувшись в родную деревню, Кекения попросила старейшин помочь ей со строительством школы для девочек.

— А как же мальчики? — спросили они.

Один из старейшин сказал, что не видит необходимости в том, чтобы девочки получали образование, но уважает ее решение вернуться домой и помочь деревне.

— Несколько наших сыновей уехали в США, чтобы получить образование, — сказал он, — но Кекения — единственный человек на моей памяти, который вернулся, чтобы помочь остальным.

Кекения заметила лазейку.

— Если мальчики не возвращаются, чтобы помочь нашей деревне, а девочка вернулась, — сказала она ему, — то, возможно, имеет смысл обеспечить девочек образованием?

На это старец ответил:

— То, что она говорит, касается всех нас… Она несет свет. Она хочет построить школу и изменить старые обычаи, чтобы помочь девочкам обрести лучшую жизнь.

Старейшины выделили землю для строительства, а в 2009 году школа открыла свои двери. Ее назвали «Центр передовых знаний имени Кекении». В школе учатся девочки старших начальных классов. Это тот возраст, когда их чаще всего выдергивают из процесса обучения, чтобы отдать замуж. Центр помогает им перейти на среднюю ступень обучения. Центр Кекении предоставляет школьную форму, учебники и услуги репетиторов. В свою очередь, родители должны дать согласие на то, что их дочерям не будут делать обрезание и не выдадут замуж, пока они учатся в школе. Некоторые ученицы центра так хорошо сдали государственные экзамены, что попали в число лучших 2 % выпускников страны и отправились получать дальнейшее образование в колледжах Кении и других стран мира.

Я не имею ни малейшего представления, как люди находят в себе мужество выступать против мощных традиций, но, когда это все-таки происходит, такие лидеры обретают сотни и тысячи последователей, которые разделяют те же убеждения, хоть и не могут похвастаться такой же смелостью. Так рождаются лидеры. Они произносят вслух то, о чем думают другие люди, и эти люди в дальнейшем начинают следовать за ними. Именно так девушки могут изменить не только свою жизнь, но и культуру в целом.

Источник: polit.ru