Кронштадтская гавань

Статистика утверждает, что в современной России 1117 городов. Среди них и многомиллионные мегаполисы, и такие древние города, как Дербент, основанный в 438 году, и появившийся в 2010-х Иннополис, где пока живут менее девятисот человек. Но в каждом из российских городов любознательный путешественник найдет что-то достойное внимания. В рубрике «Городские путешествия» писатель и краевед Алексей Геннадиевич Митрофанов каждую неделю рассказывает о каком-нибудь интересном объекте в том или ином российском городе.

Средняя, или Петровская, гавань считается главной в Кронштадте. Она расположена между Купеческой и Лесной гаванями. В 1700 году тут стали строить военные укрепления. Спустя тринадцать лет дело дошло до гаваней. А в 1720 году образовалась Петровская гавань.

Можно сказать, что случайно. Просто две крайние гавани — Купеческую и Военную — соединили очередным укреплением. И таким образом Петровская гавань тоже оказалась защищенной. То есть из простого водного пространства превратилась собственно в гавань.

Один из современников писал, что эта крепость «укреплена так, что может считаться одною из безопаснейших и лучших в Европе… За четырехлетний срок там расставлено много причальных тумб для швартовки кораблей, как лошадей в конюшне. Их установил командор Лейн, шотландец, вскоре после Полтавской битвы представивший царю проект мола, который он осуществил по заказу царя и к его удовлетворению. Когда это было сделано, он шутливо сказал царю: «Конюшня готова, мы ждем лошадей». Его величество ответил: «Да и весьма большая, мое дело найти их — скоро они у нас будут»».

Главный объект — разумеется, Петровская пристань. Правда, сейчас эта пристань не действует. Суда причаливают к Зимней пристани всё в той же Средней гавани, а также к молу. А Петровская пристань — украшение города. На ней радуют взор две декоративные вазы. К ней же примыкает и Петровский парк с памятником Петру.

Памятник, впрочем, возник раньше. Его автор — французский скульптор Теодор-Жозеф-Наполеон Жак. Отливал фигуру знаменитый Пётр Клодт. Открыли же памятник в 1841 году.

А парк разбили через 19 лет. Целое поколение минуло.

Мол же — сооружение хитрое. Он не совсем мол. Это, скорее, две дамбы, между которыми берет свое начало канал, ведущий к Петровскому доку. У этого гидротехнического сооружения есть еще одно название — Усть-Рогатка. Окончательно она была построена в 1752 году.

Этнограф И. Г. Георги писал в конце XVIII века: «Военный порт содержит славный канал Петра Великого и корабельные доки… Для впускания и выпускания кораблей имеются при оных шлюзы. Вытягивание воды вокруг поставленных кораблей производилось с помощию насосов, приводимых ветром в движение; ныне же чинится оное большою английскою огненною машиною гораздо спорее и легче. Высосанная вода втекает в большой, плитами выложенный водоем».

Впрочем, со временем военное значение Петровской гавани было утрачено. На набережной появился ресторан, а грозное оборонительное сооружение превратилось в не менее грозное, только таможенное. «Кронштадтский вестник» сообщал: «Не ошибаясь, можно сказать, что нет ни одного города в Российской империи и даже в целом мире, который бы находился в таком странном положении относительно таможенного надзора, как Кронштадт. Всем и каждому из живущих в Кронштадте известно, что при выходе на берег где бы то ни было вас и вещи ваши осматривают таможенные чины весьма тщательно; ежели через час вздумаете выехать, то опять подвергнетесь такому же осмотру».

Перемены были очевидны.

Источник: polit.ru