Городские путешествия. О вреде золочения скульптур

Главная достопримечательность Царского Села (сегодня — город Пушкин) — конечно, Большой Царскосельский дворец, он же Большой Екатерининский. Имеется в виду Первая, а не Вторая Екатерина. Именно при ней и по ее приказу в 1717 году было заложено это архитектурное чудо.

Впрочем, не совсем оно. Тот дворец, что был построен в 1724 году немецким архитектором Иоганном Браунштейном, представлял из себя скромное здание голландской архитектуры всего лишь с шестнадцатью комнатами. Для царицы — вообще ничто.

В 1741 году на престол восходит Елизавета Петровна, младшая дочь предыдущей хозяйки. Ей тесно в мамашкином домике. Тесно и недостаточно роскошно. И теперь уже не бережливый немец, а сразу три русских архитектора — Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский — перестраивают загородную резиденцию правительницы Российской империи.

Но Елизавета Петровна опять недовольна. И в 1752 году за дело берется теперь уже итальянский архитектор Бартоломео Растрелли. Варфоломею Варфоломеевичу, как его звали в России, предоставляют практически неограниченный бюджет. И спустя четыре года появляется шедевр, которым до сих пор никак не налюбуется человечество.

Один из иностранных дипломатов восхищался: «Здесь всё роскошно и великолепно, недостает только одного — футляра для этой неоценимой драгоценности».

Впрочем, и саму царицу можно запросто считать соавтором этого архитектурного шедевра. Она то и дело отдавала указания такого рода: «С правого и левого флигелей и среднего дому кровли и потолок сломать и построить оные флигели и средний дом вышиною против тех покоев, которые вновь построены по обе стороны среднего дома», — и так далее.

Здесь впечатляет всё. Даже размеры. Длина дворца — 325 метров. «Катальная гора», снабженная особенными креслицами на колесиках. Вверх эти креслица вкатывать было не нужно — для этого предусмотрели специальный механизм. Обилие колонн, картин, скульптуры. Всюду позолота.

Отдельным штрихом — Янтарная комната. По указанию Елизаветы ее вынули из Эрмитажа и установили здесь, в Большом дворце. Правда, не все были в восторге от такого дива дивного. Елизавета Янькова, известная мемуаристка, писала: «Янтарная комната, про которую столько кричали, когда ее отделали и считали чудом, мне совсем не так понравилась, как я ожидала после всего, что я про нее слышала: я думала, что янтари подобраны под цвет и составлены из них разводы и узоры, а увидела я сплошную мозаику из мелких и крупных кусочков разной величины, вразброд и как попало».

Янтарная комната

А вот Екатерине Великой, с именем которой ошибочно связывают Екатерининский дворец, он как раз не понравился. Матушка-императрица его назвала «взбитым кремом». Она была дама серьезная, пьянкам с гусарами предпочитала кабинетный труд. Продолжила было золотить статуи в парке, но, ознакомившись с бюджетом, распорядилась это расточительство прекратить. Вела переписку с Вольтером, вслушивалась в доклады высоколобых министров. А еще больше — в сообщения статс-секретаря и знаменитого поэта Гавриила Державина.

Впрочем, Гавриил Романович со своими многотомными делами и требованиями разобраться в них в конце концов наскучил государыне. Державин получил отставку. Потому что во всем следует придерживаться меры: императрицу не нудить, статуи не золотить, а вот янтарики неплохо бы подбирать под цвет и складывать в узоры.

Источник: polit.ru