Энциклопедия диссидентства. Восточная Европа, 1956–1989

Издательство «Новое литературное обозрение» представляет книгу «Энциклопедия диссидентства. Восточная Европа, 1956–1989: Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия» под общей редакцией А. Ю. Даниэля.

Интеллектуальное наследие диссидентов советского периода до сих пор должным образом не осмыслено и не оценено, хотя их опыт в текущей политической реальности более чем актуален. Предлагаемый энциклопедический проект впервые дает совокупное представление о том, насколько значимой была роль инакомыслящих в борьбе с тоталитарной системой, о масштабах и широте спектра политических практик и методов ненасильственного сопротивления в СССР и других странах социалистического лагеря. В это издание вошли биографии 160 активных участников независимой гражданской, политической, интеллектуальной и религиозной жизни в Восточной Европе 1950–1980-х. В судьбах этих людей были и тюремные сроки, и эмиграция, и принудительное лечение в психиатрических больницах, и политические триумфы. Наряду с биографическими текстами в книгу включены обширные исторические очерки о социально-политической и культурной специфике эпохи. В основе издания — перевод с польского языка первого тома Словаря диссидентов (2007), над которым совместно работали национальные центры и авторские коллективы из стран-участниц.

Предлагаем прочитать очерк истории диссидентского движения в Румынии.

 

Румыния

Исторический очерк

На румынской политической сцене коммунисты начали играть видную роль с августа 1944 года, когда на стороне демократических групп и короля Михая I они приняли участие в свержении прогерманского режима маршала Иона Антонеску. Неделей позже на территорию Румынии вступили советские войска. В результате, как и в других странах Центральной и Восточной Европы, коммунисты, ведя исключительно жестокую войну с обществом, приобретали все большую власть.

В Румынии, как и почти везде, приход к власти коммунистов[1] вызвал вооруженное сопротивление части населения. Хотя масштабы этого сопротивления не представляли реальной угрозы коммунистическому режиму, оно имело большое символическое значение и дало начало более поздним оппозиционным движениям.

Вооруженные группы, открыто боровшиеся с коммунистической системой, возникли вскоре после Второй мировой войны. Партизаны укрывались в Карпатах. Группы численностью в несколько десятков человек чаще всего состояли из бывших офицеров, но в социальном отношении были весьма неоднородны: в них входили крестьяне и рабочие, врачи и юристы, учителя и студенты. Различались и их политические взгляды: многие ранее состояли в крайне правой «Железной гвардии», но были и другие — даже довоенные коммунисты.

После 1956 года в стране прошла целая серия политических чисток, усилился террор, сурово пресекались любые оппозиционные действия, создавались новые карательные трудовые лагеря. В результате были подавлены волнения, вызванные принудительной национализацией и коллективизацией. К противникам коллективизации применялись угрозы, преследования, пытки, а в ходе подавления волнений были убиты многие их участники, иных же отправили в лагеря. В 1958–1959 годах главные очаги сопротивления находились в уездах Галац, Тулча, Муреш, Горж, Долж, Бакэу, Олт, Дымбовица и Арджеш.

Остатки антикоммунистического партизанского движения были ликвидированы в Румынии на рубеже 1950–1960-х: в 1957 году раскрыта группа партизан, сражавшихся в горах Фэгэраш, в 1958 году схвачены и через год казнены братья Арнэуцой, создатели группы «Мусчелские гайдуки».

Внутри самой партийной верхушки вскоре после прихода коммунистов к власти началась непримиримая борьба фракций, которая привела к устранению группы Анны Паукер (1952–1953), а также к аресту (1948) и казни (1954) одного из главных лидеров румынской компартии Лукрециу Пэтрэшкану. В результате вся власть оказалась сосредоточена в руках Георге Георгиу-Дежа и его окружения.

Для коммунистических стран моментом политического перелома и сигналом к изменениям стала венгерская революция 1956 года. Некоторые страны социалистического лагеря начали отходить от косных догм сталинизма в направлении коммунизма «с человеческим лицом». В Румынии хрущевская оттепель и осуждение эпохи Сталина были использованы Георгиу-Дежем для изменения баланса сил во внутрипартийной борьбе в свою пользу. Во время революции в Будапеште румынское правительство предложило СССР свою помощь. В благодарность Советский Союз в 1958 году согласился вывести из Румынии свои войска. На это решение повлияло также доверие советских властей к бухарестскому режиму, уверенность в его способности подавить любые антикоммунистические выступления. Эта уверенность подкреплялась введенными декретом от 21 июля 1958 года изменениями в Уголовный кодекс Румынии, предусматривавшими усиление санкций за антикоммунистическую деятельность и ужесточение тюремного режима.

Важным фактором, оказавшим влияние на формирование румынской оппозиции, стало возникновение в конце 1950-х так называемого националкоммунизма. Первые шаги в этом направлении сделал Георгиу-Деж. Позже, с 1965 года, при Николае Чаушеску, национал-коммунизм стал последовательно проводившейся государственной политикой. В первые годы своей власти Чаушеску исключительно эффективно использовал национализм в политической игре, а своими антисоветскими настроениями снискал симпатии общества.

Национал-коммунизм умело связывался с либерализацией. В апреле 1964 года Румыния отказалась принять план СЭВ, предполагавший, в частности, «совместное» советско-румынское использование дельты Дуная, а фактически нарушавший территориальную целостность страны. В октябре того же года первый секретарь Румынской рабочей партии (РРП, такое название носила тогда правящая компартия) потребовал устранить советских советников из румынских партийных и государственных структур. Требование было выполнено. В этот же период началось освобождение политзаключенных. Это должно было создать впечатление, что террор — результат советской системы, а румынский коммунизм принимает либеральную направленность.

Николае Чаушеску, единогласно избранный 22 марта 1965 года на пленуме ЦК Румынской рабочей партии первым секретарем, использовал процесс либерализации для устранения политических конкурентов — прежде всего Александру Дрэгичи, министра внутренних дел, отягощенного ответственностью за террор 1950-х. В 1967 году Румыния установила дипломатические отношения с ФРГ. В 1968 году Чаушеску на митинге в Бухаресте осудил вторжение в Чехословакию и отказался направить туда румынские войска.

Подлинная популярность, которую Николае Чаушеску завоевал в румынском обществе благодаря этой политике, постепенно приобрела форму культа невообразимого масштаба. Его правление становилось все более авторитарным, а повсеместный полицейский контроль способствовал пресечению любой критики режима. Несмотря на это, Чаушеску пользовался международным признанием. Президенты США и Франции, император Японии, британская королева и многие другие важнейшие фигуры политического мира выражали одобрение румынским властям за независимую от Москвы политику. Борьба с режимом, признанным мировой общественностью, оказалась поэтому чрезвычайно трудной для румынской оппозиции.

Первые значительные проявления диссидентского движения относятся лишь к началу 1970-х. В 1971 году делегация партийного руководства во главе с Николае Чаушеску посетила с визитом коммунистические страны Азии (в частности, КНР и КНДР), после чего исполком РКП (в 1965 году правящая партия вернулась к первоначальному названию) ввел множество политических ограничений. Эта миниатюрная «культурная революция» положила конец относительной свободе слова, которой удалось достичь в конце 1960-х; она же стала началом организованных оппозиционных действий.

В 1970 году поэт Анатоль Е. Баконский опубликовал в венской газете «Мир литературы» («Die Welt der Literatur») статью, в которой высказался против цензуры в Румынии, в 1971 году против политики правительства выступил поэт Дан Дешлю. В 1977 году историка Влада Георгеску в течение двух месяцев содержали под стражей по обвинению в предательстве после того, как он написал исторический документ, в котором критиковал режим. Позднее он эмигрировал и стал директором Румынской службы радиостанции «Свободная Европа». С 1979 по 1987 год на радио «Свободная Европа» регулярно транслировались критические тексты математика Михая Ботеза.

Важнейшими актами открытого сопротивления власти стали протест Паула Гомы (движение Гомы было первым значительным радикальным оппозиционным движением), создание Свободного профсоюза трудящихся в Румынии, а также волна забастовок в угольном бассейне Жиу.

Протесты на шахтах в Лупени вспыхнули в начале августа 1977 года, и в течение недели забастовки охватили весь бассейн Жиу. Когда шахтеры вернулись к работе, несколько сотен из них, включая руководителей протеста, были высланы в другие местности. Правительство нарушило данное забастовщикам обещание улучшить социальные условия, и хотя забастовки были масштабными, власти сумели скрыть их от общественности.

Свободный профсоюз трудящихся в Румынии основали в феврале 1979 года Ионел Канэ и Георге Брашовяну. Несмотря на арест лидеров, профсоюз очень быстро расширил свое влияние, в него вступали рабочие по всей стране, его членами стали сотни людей. Многих членов профсоюза власти вынудили немедленно покинуть Румынию. Некоторые, как, например, Кармен Попеску, все-таки остались в стране и передавали на Запад информацию о злоупотреблениях властей. Попеску во время долгого тюремного заключения (в конце 1979 года она была задержана на несколько месяцев, но сразу по освобождении снова включилась в оппозиционную деятельность, за что получила 6 лет тюрьмы) неоднократно объявляла голодовку (самая длительная продолжалась 52 дня) и не позволила себя запугать.

Страх властей перед массовыми протестами стал причиной ужесточения репрессий. До огромных масштабов разрослась система слежки, осуществляемой агентами румынской госбезопасности (Секуритате). Данные о ее численности разнятся. По утверждению Силвиу Брукана, одного из лидеров Фронта национального спасения, назначенного после событий 1989 года отвечать за госбезопасность, там служили 70 тысяч функционеров. Другие источники дают значительно бóльшие цифры; так, по подсчетам историка Мариуса Опри, в Секуритате было 15 312 штатных сотрудников (из них 1228 — гражданские) и более 400 000 информантов.

По мере укрепления коммунистического режима нарастали репрессии властей и по отношению к национальным меньшинствам. Одной из первых оппозиционных акций национальных меньшинств было создание молодыми немецкими писателями Банатской группы действия. Члены группы немедленно подверглись репрессиям. Вильяма Тотока посадили в тюрьму, остальные — Герта Мюллер, Рихард Вагнер, Хельмут Фрауэндорфер — вынуждены были покинуть страну. Оказавшись в Германии, они активно информировали международную общественность о положении немецкого меньшинства в Румынии. Больше всего хлопот доставляло румынским властям венгерское меньшинство, в отношении которого была принята программа полной ассимиляции. Главные акции оппозиции против антивенгерской политики режима связаны с бывшим партийным функционером Кароем Кираи. В 1970-х Кираи адресовал партийным властям множество писем, в которых протестовал против процессов принудительной ассимиляции. В 1977–1978 годах эти письма зачитывались в передачах радио «Свободная Европа». Многие выступления Кираи были направлены непосредственно против Чаушеску. Среди других важных фигур венгерского диссидентского движения в Румынии были поэт Гёза Сёч и Эва Дьимеши (помощница Дойны Марии Корни).

Преследований со стороны режима Чаушеску не избежали и религиозные объединения. Хотя Румынская Православная церковь сотрудничала с государственными властями (существует мнение, что некоторые ее высшие иерархи были офицерами госбезопасности), многие священники протестовали против ограничений религиозной жизни. Одним из них был Георге Калчу-Думитряша, арестованный в 1979 году и выпущенный на свободу в 1984 году под давлением международной общественности.

С 1948 года была запрещена деятельность Греко-католической церкви. Значительная часть ее священников была вынуждена перейти в Православную церковь. Всех епископов арестовали, многие из них умерли в тюрьме. Часть общины греко-католиков продолжала религиозную жизнь в подполье, а часть верующих окормляла Католическая церковь латинского обряда, признаваемая властями. Баптисты тоже вели борьбу за теоретически гарантированные их Церкви права. В 1974 году за выступления против ограничений в религиозной жизни были арестованы пасторы Иосиф Тон, Василе Рэскола, Аурел Попеску и Павел Никулеску. В 1975 году было выдвинуто обвинение против Димитриу Блиндару, а в 1978 году против Петру Чокэртеу, Ионела Плажбана и Николае Радои. Репрессии коснулись также Адвентистов седьмого дня и Армии спасения (действовавшей при Православной церкви, но не принимавшей ее официальной политики).

Распространенной практикой стало помещение противников режима в психиатрические больницы. В 1978 году «Международная Амнистия» опубликовала список 16 румынских диссидентов, подвергшихся принудительному лечению в психиатрических больницах. Среди них были основатель Свободного профсоюза трудящихся в Румынии Василе Параскив и активисты профсоюза Эуджен Онеску и Георге Брашовяну.

В 1976–1977 годах врач-психиатр Ион Виану присоединился к движению Гомы и разоблачил применение репрессивной психиатрии. Благодаря международной огласке, которой ему удалось добиться, эта практика была ограничена.

Собственно протесты не были единственной формой борьбы румынских диссидентов. Большой вклад в протестное движение внесли некоторые члены Союза писателей. Хотя в основном в него входили преданные коммунисты и активные творцы культа Чаушеску, но были и литераторы, стремившиеся к свободе мысли, свободе от догм социалистического реализма. Многие из них (например, Думитру Цепеняг, Аугустин Бузура, Марин Сореску, Йордан Кимет), не желающие участвовать в прославлении режима и его вождей, платили за это своей карьерой, становясь объектом пропагандистского «разоблачения чуждой идеологии».

Ярким представителем этой группы была поэтесса Ана Бландиана. Некоторые из ее стихов, например «Наша жизнь — прозябание» или «Кровь непрошеной матери» (аллюзия на крайне радикальный закон против абортов, введенный коммунистами), становились широко известны и воспринимались как критика существующей действительности. Вокруг стихотворения Бландианы «Кот Арпаджик» разразился политический скандал: на автора написали донос, содержавший указание на сходство этого кота с Николае Чаушеску.

Феноменом «культурной оппозиции» был общественный культ, которым окружили философа Констатина Нойку, утверждавшего превосходство вневременных духовных ценностей над суетой повседневной жизни (примером может служить его «Эпистоляр», а также «Пэлтинишский дневник» его ученика Габриэля Лийчиану). Вместе с другими членами группы «Пэлтиниш», такими как Габриэль Лийчиану, Андрей Плешу и Сорин Виеру, Нойка своей мировоззренческой позицией привлекал многих молодых людей, продолжавших жить надеждой на свободу.

В сущности, философия, исповедуемая членами группы, имела консервативный характер. В этом смысле группа «Пэлтиниш» находилась в оппозиции к известному своими демократическими убеждениями кружку творческой интеллигенции с центром в Яссах, объединявшему таких людей, как Дан Петреску, Ливиу Канджопол, Ливиу Антонесей, Сорин Антохи, Лука Питу, Александру Кэлинеску. Насколько велики были эти противоречия, стало понятно только в 1990 году, когда в Румынии началось восстановление демократии. Тогда интеллигенция, исключая, разумеется, довольно значительную ее часть, поддержавшую экс-коммунистов, разделилась на группы «пэлтинишцев» и «постмодернистов», и эти группы по сей день ведут спор об облике румынской культурной жизни.

Самой значительной личностью румынского диссидентского движения 1970-х была Дойна Мария Корня — профессор романской филологии Клужского университета, которая, несмотря на длившиеся годами преследования, в интервью, письмах и мемуарах последовательно выступала против режима и солидаризировалась с его жертвами.

Еще одной важной фигурой был Думитру Юга, электрик, работавший на радио и телевидении. Вокруг двух текстов, распространявшихся Югой, — «Движение за свободу» и «Социальная справедливость в Румынии» — собралась группа единомышленников. Затем им были предприняты попытки установить более широкие контакты с целью создать народное оппозиционное движение, вызвать повсеместные акции протеста и в результате парализовать государственные институты. 10 сентября 1983 года Югу арестовали по обвинению в «организации заговора с целью свержения социалистического строя». Секуритате (Служба безопасности) допросила свыше 100 человек, имевших с ним контакты и готовивших акции протеста. Шесть членов группы — Виорел Викован, Дорин Мандриле, Корнел Томеску, Георге Тихеня, Эмиль Гавриш и Марин Унгуряну — 22 января 1984 года были приговорены за ведение «антисоциалистической пропаганды» к 12 годам лишения свободы, еще пять человек получили по 5 лет. В апреле 1984 года началась новая кампания арестов по делу Юги, арестованным предъявляли обвинения в «заговоре против социалистического строя».

Большинство арестованных и осужденных по этому делу были освобождены по амнистии, одни в августе 1984 года, другие в январе 1988 года. Сам Юга вышел на свободу в сентябре 1989 года, однако не оставил оппозиционной активности и снова был арестован 12 декабря того же года. Некоторые его соратники продолжили оппозиционную деятельность и снова были обвинены в деятельности, направленной на создание нелегальных организаций (в частности, известна попытка создать в Румынии Комитет прав человека). Начинания эти чаще всего оказывались раскрыты еще на подготовительном этапе, и многие оппозиционеры эмигрировали.

Значительную роль в румынском диссидентском движении сыграл инженер-электронщик Раду Филипеску. В 1983 году он был арестован за то, что напечатал и распространил в Бухаресте листовки против режима. Выйдя на свободу 18 апреля 1984 года (благодаря вмешательству «Международной Амнистии»), он продолжил оппозиционную деятельность, направлял письма на радио «Свободная Европа», давал интервью, публиковавшиеся затем на Западе. В 1989 году за диссидентскую деятельность Филипеску снова был осужден.

В творческой среде особенно болезненно было воспринято убийство 17 ноября 1985 года инженера и поэта Георге Урсу, автора бунтарского дневника, содержавшего обвинения вождям режима.

1980-е были в Румынии периодом жесточайших экономических ограничений и постоянного ухудшения условий жизни. 15 ноября 1987 года на улицы Брашова на митинг против очередного снижения зарплаты вышли тысячи людей с антиправительственными лозунгами. Демонстрация началась возле завода «Красное знамя», и вскоре весь город охватили волнения, которые немедленно были подавлены. Организаторов и многих участников забастовки в Брашове арестовали, а затем выслали из города. В отличие от забастовок в бассейне Жиу, информация о событиях в Брашове сразу стала достоянием общественности. Публично выражалась солидарность с жертвами, прошли протесты против действий властей. На Запад, прежде всего на радио «Свободная Европа», направлялись открытые письма (посредником при передаче этих писем выступала жившая в Париже дочь Дойны Марии Корни), среди авторов были сама Дойна Мария Корня, ее сын Леонтин Жухас, основатели свободных профсоюзов в Зэрнешти Михай Торже, Марин Брынковяну и Марьян Лупой, а также студенты (по имени известен только Марин Бия).

1989 год начался арестом 20 января по обвинению в подготовке независимых публикаций Петра Михая Бэкану, Михая Крянджи, Антона Унку и Николае Кивоя, сотрудников «Свободной Румынии» («România Liberă»), второй по величине газеты в Румынии.

На последнем этапе существования режима Чаушеску диссидентское движение значительно активизировалось. Возрастали также ожидания общества, которое благодаря радиопередачам из-за рубежа, в особенности повсеместно слушаемого радио «Свободная Европа», узнавало о событиях в странах социалистического лагеря. По западному радио, в частности, передавались сообщения о планируемых акциях протеста и другая информация, важная для находившихся под наблюдением оппозиционеров. Именно таким образом румынским диссидентам было передано приглашение от «Солидарности» на Международную конференцию прав человека, проходившую в 1988 году в Кракове. В ответ Дойна Мария Корня и Габриэль Андрееску, находившийся в то время под следствием по обвинению в государственной измене, направили конференции открытое письмо. Надо сказать, что, хотя режим прибегал ко все более жестоким методам, радиопередачи не глушились.

В марте 1989 года произошло беспрецедентное событие: румынская служба Би-би-си передала письмо шестерых: обращение к Чаушеску группы бывших крупных партийных и государственных деятелей, которые обвинили своего адресата в падении международного авторитета Румынии. Критиковали они и его внутреннюю политику: «систематизацию деревни», безумный план перестройки Бухареста, использование органов госбезопасности в борьбе с рабочими, перлюстрацию писем и прослушивание телефонных разговоров.

17 марта французская газета «Либерасьон» напечатала письмо-памфлет поэта и журналиста Мирчи Динеску о положении в Румынии. Динеску немедленно потерял работу и подвергся домашнему аресту. Несмотря на это, ему удавалось передавать информацию на Запад. 20 марта западные радиостанции сообщили о письме семи литераторов — Джо Богзе, Стефана Аугустина Дойнаша, Михая Соре, Дана Хэуликэ, Андрея Плешу, Александру Палеолога и Октавиана Палера — председателю Союза писателей в защиту Динеску.

В мае, во время парижской сессии Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, Габриэль Андрееску провел двухнедельную голодовку в знак протеста против нарушения прав человека в Румынии. В напечатанном в «Либерасьон» открытом письме он высказался за «право на вмешательство свободного мира» во внутренние дела стран, не соблюдающих основные гражданские права и свободу граждан.

В июле Подкомиссии СБСЕ по делам защиты от дискриминации и защиты меньшинств было представлено письмо Думитру Мазилу, содержащее его доклад о нарушении прав человека в Румынии. Мазилу, бывший дипломат и офицер Секуритате, демонстративно вышел из компартии и вступил в борьбу с властями, стремившимися скрыть доклад.

В октябре 1989 года Дойна Мария Корня, Дан и Джина Сымпэляну, Мариана Марин, Эуджен Амарандей, Александру Таку, Ливиу Антонесей и Габриэла Яволски направили на Запад открытое письмо, в котором выступили против переизбрания Чаушеску первым секретарем ЦК на XIV съезде компартии, назначенном на ноябрь.

Международная общественность получала информацию о положении в Румынии через интервью западным журналистам и открытые письма, передаваемые такими радиостанциями, как «Свободная Европа», «Голос Америки» или «Немецкая волна». Тем временем в самой Румынии все больше людей подвергалось домашнему аресту, а многие оппозиционеры, в том числе Дойна Мария Корня, Ливиу Канджопол, Дан Петреску, оказались в тюрьмах.

В акциях протеста в 1980-х участвовали многие общественные и культурные деятели: Юлиус Филип, Виктор Тоту, Ион К. Бретань, Теодор Брискан, Нику Стэнецку, Марин Ианку, Барабас Фрэнсис, Борбели Эрно, Ион Буган, Арпад Виски, Георге Нэстаеску, Николае Лийою, Георге Ману. Однако реальное число активистов было больше, о многих из них нет информации. Одно из объяснений отсутствия сведений состоит в том, что Служба безопасности систематически регистрировала политические акции как обычные административные правонарушения.

Единственным ответом Чаушеску на перемены, проходившие в 1989 году в Центральной и Восточной Европе, было запугивание румынского общества. После передачи западными радиостанциями «письма шестерых» Чаушеску сообщил, что Мирче Рэчану, пасынок подписавшего письмо Григоре Рэчану, арестован по обвинению в передаче секретной информации американской разведке. Началась публичная кампания, в которой представители «масс» требовали казни предателя; Габриэль Андрееску получил письмо с фотографией Мирче Рэчану в черной рамке — символ судьбы, которая ждет всех диссидентов. Дело Рэчану было попыткой власти вернуться к практике 1950-х, но это было уже другое время: международное положение и перемены в Советском Союзе делали невозможным сохранение коммунистических диктатур.

14 декабря в Яссах состоялась демонстрация против Николае Чаушеску. Организаторы — Касьян Мария Спиридон, Стефан Прутяну, Тити Якоб — были арестованы. 16 декабря группа трансильванских венгров собралась в Тимишоаре перед домом оппозиционного пастора Ласло Тёкеша, которого власти намеревались выслать. Группа, к которой присоединились и румыны, дала отпор подразделениям госбезопасности. Вскоре весь город охватили волнения. В ответ власти подняли войска, на безоружных людей направили танки.

21 декабря власти организовали в Бухаресте перед зданием ЦК митинг в поддержку диктатора. Чаушеску в своей речи обещал улучшить социальные условия, но был освистан и вынужден укрыться в здании ЦК. В толпе провокаторы взорвали несколько петард, митингующие разбежались.

Утром 22 декабря группы рабочих не вышли на работу и собрались перед зданием ЦК, где находились Николае Чаушеску и его жена, член Политбюро и вице-премьер правительства Румынии Елена Чаушеску. Обоим удалось бежать из здания, окруженного толпой. В это время уже было захвачено помещение радио и телевидения, велась прямая трансляция событий. Вечером того же дня были сформированы первые временные вооруженные отряды. Армия перешла на сторону восставших и заняла здания Секуритате. После бегства из Бухареста супруги Чаушеску были задержаны в г. Тырговиште; через два дня там была организована инсценировка судебного процесса, в ходе которого Николае и Елену Чаушеску приговорили к смертной казни. Приговор привели в исполнение немедленно.

Споры о том, произошла ли в Румынии революция или это был государственный переворот, идут по сей день. Кто сверг диктатора: общество или часть Секуритате, поддержанная западными и советскими агентами? Независимо от масштаба вмешательства спецслужб, события 1989 года не произошли бы без участия диссидентов, их открытых и конспиративных актов протеста в предшествовавшие десятилетия. Падение режима не было бы возможно и без взбунтовавшегося народа, который вышел на улицы и с голыми руками двинулся на танки.

После декабря 1989 года опубликовано много воспоминаний деятелей диссидентского движения; об этом периоде писали не только румынские исследователи. Специальные учреждения (в частности, музей в бывшей тюрьме в Сигету-Мармацией) и периодические издания («Архив тоталитаризма») занимаются документированием минувшей эпохи; прошло немало культурных мероприятий, посвященных периоду 1944–1989 годов. Однако результаты исследований румынского режима и румынской оппозиции недостаточны. Документы рассредоточены в архивах спецслужб, Министерства обороны, Министерства юстиции, в Центральном национальном историческом архиве. Этими учреждениями с декабря 1989 года руководят люди, стремящиеся к тому, чтобы стереть из общественной памяти пороки старого режима. Первой властной структурой, организованной после переворота, советом Фронта национального спасения, руководили бывшие коммунистические сановники — Ион Илиеску, Сильвиу Брукан, Александру Бырлэдяну и Думитру Мазилу.

После 1989 года появилась информация (неизвестно, насколько она достоверна) об уничтожении нескольких десятков тысяч архивных документов. Доступ к архивам был ограничен на основе очень жестких предписаний, к тому же весьма своеобразно трактуемых. Сразу же после 1990 года бывшие сотрудники органов госбезопасности, имевшие доступ к делам, пытались использовать их с целью манипуляций или извлечения политических выгод (многие документы были опубликованы для дискредитации румынских политиков).

Принятые 9 декабря 1999 года поправки к закону, касающиеся доступа к делам и определяющие Секуритате как политическую полицию, предусматривают право всех граждан ознакомиться с документами 1945–1989 годов. На основе этого закона создан Национальный совет по исследованию архивов Секуритате. Однако до февраля 2006 года он не получил всех документов Секуритате, а в некоторых случаях доступ к ним весьма затруднен.

Габриэль Андрееску (С. П.)


[1] В 1945 году к власти пришло правительство Национально-демократического фронта, в котором коммунистическая партия превалировала; в 1946 году НДФ получил подавляющее большинство мест в парламенте; в 1947 году король Михай отрекся от престола, и в Румынии была провозглашена «народная республика». — Прим. ред.

Источник: polit.ru