Что посмотреть: режиссер Александр Федоров рекомендует фильмы про экологию

В этой рубрике мы просим интересных людей рассказать о том, какие сериалы и фильмы они смотрят. На этой неделе — Александр Федоров, режиссер-документалист, автор YouTube-канала Bad Planet.

Есть крутой фильм, который сложно найти – называется «Законы Серенгети». На платформах его нет – только на Amazon, но нельзя купить из России. Это фильм о пяти ученых, которые собрались под руководством другого, более крутого. И они вышли с общей теорией: очень важно обращать внимание на ключевые участки экосистем. Раньше было как: нам важно каждое животное. А они впервые вышли с гипотезой, что экосистемы можно контролировать и выстраивать их так, чтобы они процветали – то есть быть садовниками экосистем. Мне нравится это как послание в будущее людям: мы уже сильно повлияли на природу, так будьте садовниками. 

У каждого ученого была своя экосистема – например, Йеллоустоун. Обычно «ключевые» животные – хищники. Например, в Йеллоустоуне таким был волк – хищник, который ест травоядных. Когда всех волков перестреляли, олени стали бешено плодиться, сожрали всю растительность и сами стали от голода дохнуть. То есть экосистема изменилась: лес есть, травка есть, но когда волков вернули, стало видно разницу «до» и «после». Вынос одного элемента из экосистемы разрушает экосистему, а ты и не замечаешь. 

Они также делали это и в океанах: например, каланы едят морских ежей. А морские ежи, если они занимают океаническое дно, они уничтожают все вокруг, они просто массовые убийцы! 

Этот фильм – краеугольный камень моего экологического мировоззрения. Есть активисты, которые борются за каждый вид. Это важно, не спорю. Но также важно обращать внимание на структурные проблемы. 

Еще крутой фильм с Дэвидом Аттенборо на Нетфликсе – «Жизнь на нашей планете». Это – чувак, который в миллион раз популярнее Николая Дроздова, самый популярный в западном мире. Он снимал передачи про природу всю жизнь, в том числе BBC – «Планета Земля», у него очень известный закадровый голос. В этом фильме он рассказывает, как работает массовое вымирание и как поменялись экосистемы природы и что вымерло за все время его работы.

Есть старый фильм – «Дом» Ян-Артюса Бертрана. Он немного нагнетающий, но я бы его посоветовал, потому что в нем просто объясняется сложное. Бывает, пытаешься рассказать людям об экологии и как все взаимосвязано, а тебе говорят – это тайное мировое правительство хочет контролировать нас через Грету Тунберг. А в этом фильме все четко: вот это коровы, они выделяют метан. Это завод – углекислый газ. Ага, понятно.

Есть еще прикольный фильм Seaspiracy – как «морская конспирология». Тоже на Нетфликсе. Али Табризи снимал фильм вместе с женой, без команды, на маленькие камеры: сперва снял, а потом продал. Удивительно, потому что у Нетфликса есть правила как должен быть снят фильм. Но они все равно его взяли.

Весь его фильм – про массовый вылов рыбы и как сильно ее уменьшилось в океане вообще. Тоже, получается, про нарушение экосистемы. По-моему, у него я видел забавный факт: после разлива нефти в Мексиканском заливе природа восстановилась, потому что запретили рыбачить. Ужасающий факт: экологи говорят – разлив нефти, всему конец! Но и без этого разлива там уничтожается природа, потому что рыбу вылавливают колоссальными объемами.

Или, например, рыба добыта экологическим путем: есть же сейчас сертификационные компании, которые выдают производствам статус sustainable – а что это значит вообще? Табризи берет камеру, идет к производителям sustainable рыбы, общается — никто ему не может объяснить что это значит.

Оказывается, что sustainable – это когда рыбу ловят без прилова. Прилов – это когда в тралы кроме рыбы попадают морские котики, дельфины, акулы, киты – все, кого ловить нельзя. И их выкидывают – но уже мертвыми. Оказывается, что сертифицированные компании должны на каждое судно ставить человека, который должен следить за тем, чтобы моряки не ловили рыбу неэкологично. А без прилова практически невозможно ловить. И получается, что этих «смотрящих» просто нет, а в той компании, куда он ходит, за последний год четверо эко-наблюдателей пропало с корабля.

И получается, что сертификационные компании просто выдают значки, берут за это деньги и хорошо живут.

У него несколько сюжетов: он начинает с Японии, потом снимает в США, потом – на Филиппинах, где их чуть не убили. Фильм веселый! Хоть его и обвиняют, что чувак в конспирологию немного задался – что все его пытаются обмануть, что вся рыбная ловля – это обман. Но я считаю, и такое тоже нужно – пусть он в свою сторону весы качнет. Все-таки он много работы проделал и там есть правда.

Есть еще два крутых фильма. Первый – «В погоне за льдом» (Chasing Ice): автор фильма – фотограф, долгое время работал в полярных зонах. Он поставил в Гренландии таймлапс камеры, которые могут год без заряда фотографировать. Таким образом он снимал как умирают ледники. Фильм о процессе съемки — как он все это делает – ходит, настраивает, как что-то не работает. Но очень любопытно, как за всю его карьеру он фиксирует, как тают ледники.

После него стоит смотреть «В погоне за кораллами» (Chasing Coral). Мне он кажется даже более классным. Автор посмотрел фильм о ледниках, и ему так понравилась идея, что он решил – хочу показать что происходит с кораллами. Из-за потепления кораллы исчезают, достаточно радикально: один температурный скачок – и трети рифа нет. Классная история, как они пытаются это запечатлеть.

Выглядит это очень трогательно: перед смертью кораллы начинают светиться. Это происходит, потому что водоросли отслаиваются – они занимаются фотосинтезом, а без них они не могут существовать. И когда это происходит, есть какое-то время, когда у него еще есть запас питательных веществ, и коралл меняет цвет – например, становится ярко фиолетовым. Но это означает, что он умрет. На меня это произвело огромное впечатление, я всем стал рассказывать о важности кораллов. 

Фильм «Я – Грета» мне не понравился. Мне кажется, что авторы этого фильма были большими лентяями – месяцочек за ней походили с камерами, и все, вот у нас готов фильм. Мне кажется, когда подходишь к такой важной теме, так нельзя. Вот «Как изменить мир» – классный. Он про то, как появился Greenpeace. Он как раз показывает активизм. Там ты смотришь на то, как меняются эпохи, как люди хотят менять мир, какие разные взгляды на экологию, как сама организация меняется, про внутренние проблемы, страхи, про их корабль. 

А фильм про Грету – вот она волнуется перед выступлением, вот ее отец – он заботится. Там все то, что ты уже знал. 

Фильм должен быть не «про все хорошее», а быть фильмом – включать в себя много сюжетных линий, давать двери в новые миры – не формальные, а совмещать нарратив, историю, чтобы ты посмотрел и такой – вау, не думал с этой стороны. 

Например, «Мой учитель – осьминог». Он взял Оскара в этом году. Немолодой режиссер из Кейптауна в депрессии, он решает каждый день плавать. И там он влюбляется в осьминожку. Смотришь – что за странная *** (ерунда)?! 

А в съемке – все просто: он снимает под водой на GoPro, а потом рассказывает об этом, сидя дома. О том, как осьминог повлиял на его отношения с сыном, как ему нравятся движения осьминожки, как она переживает атаку акул – и как он за нее переживает. И ты переживаешь за осьминога вместе с ним! И это – странные любовные отношения. И ты такой – вау, не знал ничего про осьминогов. И никогда бы не подумал, что так можно про них думать!

Источник: polit.ru