Что почитать: рекомендует писатель Роман Афанасьев

Каждую неделю в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе — писатель, автор серий книг «Охотники Ночного Города» и «Сигмон Ла Тойя» Роман Афанасьев.

Сейчас публикуется масса интересных книг, способных удовлетворить вкус самого искушенного читателя. А учитывая, сколько таких книг выходило в предыдущие годы и десятилетия, выбрать всего несколько самых интересных — задача непростая. Пожалуй, хочу упомянуть книги интересные, но не получившие массовой известности, и потому, возможно, выпавшие из поля зрения тех самых искушенных читателей.

Джаспер Ффорде «Ранняя пташка»

Ффорде хорошо известен в нашей стране в основном благодаря книжному сериалу «Четверг Нонетот». Уникальный стиль автора, в котором сочетаются и классическая британская ирония и жесткая сатира и абсурдизм, а порой и психоделика семидесятых годов, привлек к нему внимание широкой публики и заставил ценителей аплодировать литературным экспериментам автора.

После долгих лет ожиданий, поклонники Ффорде, наконец, получили долгожданный подарок — новый самостоятельный роман, не входящий ни в какой цикл. И на этот раз стиль ему не изменяет.

«Раннюю пташку» принято считать научной фантастикой. Сами посудите — действие происходит в далеком будущем, мир на краю гибели после жуткой катастрофы. Чтобы выжить люди на зиму впадают в спячку. Оригинальный мир прекрасно проработан, каждая мелочь учтена, картинка небывалого уникального общества оживает с первых строк. И в какой-то момент читатель задумывается — а о своем ли мире он читает? Кто на самом деле является героями книги?

Сюжет не отстает: главный герой, неудачник, тихоня, пытаясь обрести себя, поступает на службу в «армию». Неловкий, трусливый, он часто попадает впросак, и, кажется, совершенно не приспособлен к подвигам.

Ффорде ловко использует тонкий британский юмор, щедр на сарказм, но порой не отказывается и от грубых шуток. Это делает книгу похожей на комедию, на пародию, а то и на откровенное издевательство над жанром научной фантастики.

Все начинается очень забавно, но вскоре из-под карамельного слоя шуточек выглядывает изнанка. Мир действительно на грани уничтожения. Его жители вымирают. Общество разделено и разрушено. Не все переживут очередную зиму. Часть умрет, часть сойдет с ума, превратившись в обезличенные биологические объекты, опасные для окружающих. Шутки по-прежнему звучат в тексте, но они лишь оттеняют ужас происходящего.

Какой сделаешь выбор ты, когда твой близкий и любимый человек лишится рассудка? Убьешь его, чтобы он обрел покой, сдашь правительству «на обработку», как положено по закону, или спрячешь у себя, ежесекундно рискуя погибнуть от руки близкого? Что это на самом деле — шутка или страшное предсказание для человечества?

Книга скрывает в себе больше, чем кажется на первый взгляд. Внимательный читатель откроет в ней дополнительные смыслы.

Ффорде мастерски сочетает комедию и трагедию, надежду и отчаяние, простоту и сложность, играет на эмоциях читателя, как на музыкальном инструменте. Читатели, любящие заглянуть за обложку книги и увидеть сквозь шуточный текст открывающуюся бездну, не будут разочарованы.

Фрэнк Герберт «Барьер Сантароги»

Благодаря недавно вышедшему кинофильму «Дюна» творчество автора обретает новых поклонников. Не стоит забывать о том, что писатель Герберт — это не только цикл «Дюна». О других его книгах широкая публика вспоминает редко, но большинство этих произведений не уступают по накалу страстей самым популярным романам.

«Барьер Сантаропи» — небольшой роман Герберта во многом, пожалуй, определивший его дальнейшие идеи вложенные в «Дюну». Пусть он не так уж нов, и не входит в эпические циклы произведений, но смысла в нем хватит на десяток современных книг.

Книгу, пожалуй, следует отнести к жанру психологического триллера, хотя, конечно, в ней есть некоторое фантастическое допущение. Это произведение на стыке жанров. События происходят в современной для автора Америке.

В небольшой городок Сантарога приезжает психолог, чтобы исследовать необычный феномен. Жители городка не желают жить в других местах, не покидают свой родной город. Неохотно торгуют с соседними областями. Держатся особняком, нетерпимы к чужакам. Городок практически автономен, а гостей вежливо просят уехать, даже если те приезжают с выгодными предложениями.

Корпорации обеспокоены игнорированием правил «свободного мира» нанимают исследователя, чтобы тот разобрался в ситуации. Что это — религиозная секта? Ячейка революционеров? Мистические совпадения и древние проклятья? Или чей-то злой умысел? Герой готов отправиться навстречу неизвестному. Вот только оказывается предыдущие несколько исследователей — его предшественники — погибли. Но начальство забыло рассказать об этом главному герою.

Странности начинаются еще на въезде в городок, но молодому специалисту кажется, что всякий история не стоит выеденного яйца. Но вскоре он понимает — все тут не то, чем кажется. У героя есть козырь в рукаве: он знаком с местной девушкой, которая когда-то выезжала на учебу в соседний город. Возможно благодаря этим связям молодому человеку удастся втереться в доверие к местным и узнать страшные тайны маленького города.

Роберт Райан «Земля мертвецов»

Этот роман двулик. С одной стороны он представляет собой остросюжетный детектив, с другой стороны — историю об ужасах войны. Первой мировой войны, где человечество впервые испытало самые ужасающие способы уничтожения себе подобных.

Автор выбрал довольно интересный подход — перед нами одна из многочисленных обработок историй «Шерлока Холмса». Да, это очень популярный жанр — кто только не брался писать многочисленные продолжения великой серии. Но на этот Райану удалось найти оригинальный подход. Главный герой произведения — доктор Ватсон. Да, тот самый старина Ватсон, что был призван на военную службу в качестве медика. Он снова на войне — на самой чудовищной, грязной, кровавой войне.

Посреди сражений, в обрушившихся окопах разыгрываются свои трагедии, кажущиеся незначительными на фоне масштабных событий.

Но даже на войне бывают затишья за линией фронта, когда измученные и израненные солдаты обретают некое подобие спокойной жизни. Ватсон, как истинный врач, исследует новые методы переливания крови, чтобы спасать жизни людей. Передовая линия подходит для этого как нельзя лучше. Но от старых привычек трудно избавится, и он подмечает некоторые странности, которые происходят вокруг него.

Люди умирают. Казалось бы, что удивительного в смерти на войне? Но это совсем не такая смерть, которую привыкли видеть солдаты.

Книга достаточно большая, в ней множество сюжетных линий, а описания первой мировой войны представляют отдельный интерес. Это вам не убийство в закрытой комнате. Здесь и налеты авиации и снайперы, и ядовитые газы и артиллерийские обстрелы. И, конечно, земля мертвецов — выжженная изуродованная ничейная полоса земли, разделяющая воюющие армии.

Что почитать: рекомендует писатель Роман Афанасьев 

 

Источник: polit.ru