Что почитать: рекомендует филолог Илья Бендерский

Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой недель к. филос. наук, старший научный сотрудник Государственного музея Л.Н. Толстого, преподаватель Школы филологических наук ФГН НИУ ВШЭ Илья Бендерский.

Я хотел бы рассказать о пяти текстах Льва Николаевича Толстого. Хотя они были написаны им в разное время и принадлежат к разным жанрам, эти тексты объединены общими темами: суда, несправедливого приговора и убийства.

Нужно сказать, что Толстой умел мастерски создать трагическое повествование, в котором он анализировал то, как работают сами категории суда и воздаяния. Ему было важно не просто запечатлеть трагическое переживание, но проследить и вывести скрытые законы, которые управляют нашей жизнью. В конечном счете у Толстого оказывается, что эти законы не совпадают с законами в их юридическом понимании. Попытки Толстого вывести нравственные нормы, которые кроются в человеческом существовании, приводят писателя к отрицанию правовых законов, а также и моральных (в общепринятом их понимании).

В связи этим первый текст, на который мне хотелось бы обратить внимание, — повесть «Поликушка». Впервые она была опубликована в 1863 году в журнале «Русский вестник». Эта повесть написана в жанре трагедии, в шекспировском ее смысле. Позднее Толстой будет уходить от этого. Мир Толстого будет становиться все более открытым, перестанет замыкается на одном переживании, на одной эстетической категории.

В центре повествования два молодых крестьянина. Первый — успешный, с молодой женой, но бездетный. Второй — человек вороватый и презираемый всеми — это и есть Поликушка.

Одному из них предстоит уйти по рекрутскому набору в армию. Нужно отметить, что во времена, которые описаны в повести, люди уходили в армию на всю жизнь. Уход крестьянина в рекруты фактически означал его смерть для его близких.

В повести мы видим как различные интстанции решают судьбу этих двух крестьян. Прежде всего — это Мирской сход, который определял, кто пойдет в рекруты. Толстой ассоциирует его с общественным мнением и показывает, как оно работает в среде русских крепостных крестьян. Вторая инстанция — фигура приказчика, которая символизирует экономическую и производственную власть.

Третья — барыня. Она символизирует самодержавие в миниатюре. При этом барыня хочет обладать не только властью в правовом ее понимании, но и моральным авторитетом. И наконец четвертая инстанция — это сознание самих героев повести, в котором разворачивается суд. Они сталкиваются с внутренней виной, с мыслями о том, что о них подумают другие люди.

Следующий текст, который хотелось бы упомянуть, — это рассказ «Бог правду видит, да не скоро скажет». Над ним Толстой работал с 1860-х годов. Впервые история появляется на страницах романа «Война и мир». Ее Платон Каратаев, будучи в плену, рассказывает Пьеру Безухову. Именно этот рассказ служит ключом к пониманию того, что же случилось с Платоном. Позднее Толстой доработал этот текст и сделал из него самостоятельное произведение.

В центре сюжета находится купец по фамилии Аксенов, который стал жертвой судебной ошибки. В результате вся его жизнь становится расплатой за преступление, которое он не совершал.

Аксенову выпадает шанс отомстить виновнику его злоключений. Он пытается решить, должен ли свершиться суд, должен ли виновный получить воздаяние за его разрушенную судьбу. Среди толстовских текстов «Бог правду видит, да не скоро скажет» — это реакция автора на Книгу Иова.

Работая над этим сюжетом, Толстой выработал свою эстетику, стилистику, и даже богословие. Их он изложит в своей философской программе, которую автор разовьет позднее.

Еще я бы рекомендовал прочесть «Исповедь» — это переломное произведение для творчества Толстого. Он писал его на рубеже 1870-80-х годов. Именно написанием «Исповеди» можно отметить рубеж между Толстым-романистом и Толстым-философом. При работе над этим текстом Толстой опирался на «Исповедь» Августина Блаженного и «Исповедь» Жан-Жака Руссо.

Дело в том, что сама категория исповеди во многом преодолевает ситуацию суда. На суде мы ищем справедливости, исповедующийся же ожидает получить прощение. Логика воздаяния, в которой за преступлением следует расплата, заменяется самим жанром исповеди.В процессе исповедания происходит снятие, преодоление греха.

В «Исповеди» Толстой ищет ответ на следующие вопросы: имеет ли его жизнь какой-то смысл? Есть ли смысл в жизни как таковой, если человек знает, что умрет? Помимо этого, автор задается вопросом — а как жил он сам? В результате тотальную бессмысленность существования Толстой преодолевает через обращение к евангельским, христианским истинам.

Например, Толстой описывает, как он однажды присутствовал на публичной казни в Париже. Казнили человека, которого и сейчас тоже приговорили бы к высшей мере наказания. Однако, по словам Толстого, в тот момент, когда он увидел, как голова осужденного отделилась от тела, к нему пришло осознание, что все происходящее — это дурно и несправедливо. Для Толстого очевидно, ситуации, в которой люди отнимают жизнь у себе подобных по рациональному рассуждению, — существовать не должно. Механизированное насилие приводило Толстого в наибольшее возмущение.

В «Исповеди» автор погружается в ситуацию тотальной вины, так как не находит преступления, которое он бы не совершил. Тем самым он разрушает привычные моральные суждения. Оказывается, что в современном мире можно жить совершенно безнравственной, бессмысленной и антихристианской жизнью, но продолжать считаться христианином и быть любимым другими людьми. Область морального суждения оказывается вне нравственной реальности, которая открылась Толстому. В итоге суд над собой превращается в суд над миром и современной автору цивилизацией.

В своих произведениях Толстому было важно показать те скрытые механизмы, которые становятся агентами насилия. В этом смысле наиболее показательный текст — этом скандальная повесть «Крейцерова соната». В ней структура исповеди повторяется, но уже в художественном пространстве.

Главный герой исповедуется в конкретном преступлении — в том, в убийстве своей жены. Несмотря на совершенное убийство, суд присяжных выносит оправдательный приговор. Толстой снова показывает суд как инстанцию, которая не видит сути дела. До сути как раз докапывается сам убийца потому, что он себя не прощает.

В «Крейцеровой сонате» Толстой рассуждает о связи между современной ему буржуазной семьей, сексуальностью и насилием. В браке объективируется желание и женское тело. Все это порождает домашнее насилие. Поэтому не случайно «Крейцерова соната» воспринималась обществом того времени как возмутительно скандальная вещь. Во многом Толстой предвосхитил наше сегодняшнее отношение к этим проблемам.

Еще одна важная тема «Крейцеровой сонаты» — это связь между законами искусства и миром насилия. Искусство возбуждает желание, пробуждает животное в человеке и объективирует наши желания. В результате люди утрачивают контакт друг с другом как с людьми.

И напоследок я бы рекомендовал прочесть «Воспоминание о суде над солдатом». Это письменный ответ писателя на вопрос его биографа Павла Ивановича Бирюкова.

В 1866 году Толстой выступил защитником на суде над рядовым, который ударил офицера. Несмотря на заступничество Толстого, солдата казнили.

В «Воспоминании» Лев Никроаевич писал, что испытывает огромное чувство стыда за свою речь на суде. Дело в том, что Толстой пытался доказать невиновность солдата, опираясь на юридические аргументы. Но на самом деле закон в его правовом понимании и закон нравственный несоизмеримы.

Источник: polit.ru