Знаменитый французский дизайнер Ив Сен-Лоран, вдохновляясь образами Русского Севера, в 70-х годах прошлого века создал коллекцию на русскую тему. Нечасто дизайнеры спешат использовать элементы кроя и предметы русского костюма. А ведь русские наряды – это неисчерпаемый кладезь для модельеров. Вообще ничего не надо придумывать, можно брать готовые предметы и адаптировать к современным трендам и образам.
Создать образ можно для любого стиля и на любой вкус, одних женских головных уборов великое множество. А все потому, что в каждой русской губернии была «своя мода» и свои особые для той местности традиции, но одно общее было у всех русских женщин – головной убор, который был обязателен. И по тому, как он выглядел, чем украшен, можно было определить не только из какой губернии красавица, но и ее социальное положение, замужняя или девица, каков достаток семьи и т.д.
Хотя видов головных уборов было достаточно много, далеко не все сохранились, особенно те, которые были богато украшены. Кокошники, повойники, убрусы, кички, обручи, венцы… Одни могли носить только девицы, другие – замужние женщины.
Древний женский головной убор носили не только для красоты и комфорта, он имел определенный сакральный смысл, считалось, что головной убор усиливает женскую энергетику. Оказаться с непокрытой головой (опростоволоситься) для женщины было большим позором.
Поэтому волосы, заплетенные в косы, оберегал головной убор, а женщина должна была оберегать свой дом и свою семью. Ведь древние поверья гласили, что именно в волосах находится жизненная сила, а в косе – мудрость и сила женщины. Значит, чем длиннее волосы, тем большая сила будет у женщины, и показывать их не стоит каждому, сила должна оставаться в своей семье.
Старинным женским головным убором была сорока, она предназначалась для замужних женщин, и была самым богато украшенным предметом костюма.
Сорока очень похожа на скифский калаф – женский головной убор. Кстати и сороки отличались друг от друга, как и все женские предметы русского народного костюма, причем, один и тот же головной убор назывался в разных уголках России по-разному. Поэтому сегодня историки не могут прийти к единому мнению, – именно, о каком головном уборе идет речь и как его правильно назвать.
Одни утверждают, что сорока полностью самостоятельный элемент головного убора, другие считают, что она же является одной из деталей кики (тоже головной убор), есть утверждения и, наоборот, кика – составная часть сороки.
Сорока: подробное описание головного убора
Рассмотрим один из вариантов, в котором традиционная сорока состоит из трех элементов:
- кичка – мягкая холщовая шапочка с твердой налобной частью, которую изготавливали из бересты, валиков, набитых соломой, или из стеганого холста. Именно она придавала головному убору форму, которая могла быть разной;
поверх кички надевали чехол, который и был непосредственно «сорокой». Он закрывал полностью кичку и затылок. Шили его из мягкой ткани – бархата, кумача, шелка на подкладке. Чехол расшивали шелковыми, золотыми и серебряными нитями, гарусом, тесьмой, бисером, стразами, жемчугом;
очелье – это лобная часть головного убора, украшенная вышивкой, стразами, тесьмой, иногда по краям очелья пришивалась бахрома с бисером.
Были еще и дополнительные украшения – помпоны, кисти, косички из перьев или из конского волоса. При таком обилии декоративных элементов можно представить, насколько разнообразны были сороки.
Сорока была и праздничным, и повседневным головным убором замужних женщин. Отличались тем, что повседневные сороки шились из недорогого материала и с минимальным количеством украшений.
Сорока – один из самых древних головных уборов женщин на Руси. Самые ранние находки относятся к XII веку. Историки считают, что этот головной убор женщины носили и в городах, и в селах, особенной популярностью она пользовалась в северных и центральных губерниях России, а на юге сорока была основным головным убором.
Сегодня снова возвращаются традиционные головные уборы, но уже в современном виде, удобном для нашего восприятия и комфорта.
Учитывая возрастающий интерес к народной одежде, сорока великолепно впишется в современный стиль. И пока западноевропейские дизайнеры будут размышлять и фантазировать – что бы еще придумать, чем бы еще удивить зрителей на подиуме, Милитта предлагает обратить внимание на сороки, которые наши мастерицы-рукодельницы изготавливают своими руками, среди них есть роскошные кружевные сороки. Кстати, этот головной убор будет уместен для посещения храма, особенно в праздничные дни.
В любой ситуации сорока смотрится красочно, привлекательно и женственно.
Автор: Татьяна Дмитриева
Источник: