Владимир Финогеев: Ответ Кипренского

«Художник Орест Кипренский, как и Тропинин, был крепостным, однако судьба улыбнулась ему гораздо…

#сверхъестественное
#Российские звёзды

Фото репродукции Ореста Кипренского

Фото: РИА НОВОСТИ

«Художник Орест Кипренский, как и Тропинин, был крепостным, однако судьба улыбнулась ему гораздо раньше, чем Тропинину. Если последний стал свободным в возрасте 47 лет, то Кипренский был освобожден в юные годы. Правда, жизнь его оказалась короче почти на 30 лет. Орест был внебрачным сыном помещика Дьяконова. После рождения он был записан к Адаму Швальбе». — «А почему Кипренский, откуда фамилия?» — спросил я. «Дьяконов не мог дать ему свою фамилию по известным обстоятельствам». — «А кому известны эти обстоятельства?» — «Напомню тебе, тогда установления и нравы были несравнимо суровее. Рожденный вне венчанного брака ребенок не мог быть признанным. Незаконнорожденность осуждалась и больно сказывалась на будущей судьбе ребенка. Но у помещиков были некоторые возможности, кое-какие способы решения проблемы, они могли попросить какого-нибудь крестьянина усыновить ребенка. И редко кто отказывал», — сказал Слава, многозначительно пожевав губами. «Умели они убеждать», — согласился я. «Определенно. Но были и стимулы». — «Деньги?» — «В том числе. Хотя Швальбе Дьяконов предложил кое-что получше». — «Землю?» — «Нет, он «посоветовал» Адаму Швальбе жениться на матери Ореста, крепостной девушке Анне Гавриловой, а она была очень хороша собой. Это случилось через год после рождения Ореста». — «Предложение, от которого не отказываются. Но ты не ответил, почему он не Швальбе, а Кипренский?» — «Слушай: Кипренский родился в 1782 году. В шесть лет Орест перестал быть крепостным. Причиной тому стала одаренность мальчика. Когда однажды Дьяконов зашел к Швальбе, чтобы проведать сына, он увидел, как тот углем выводит лица людей на известняке печки. И был поражен точностью линий. В 1788 году Дьяконов даровал ребенку вольную и определил в Воспитательное училище при Академии художеств в Петербурге под фамилией Кипренский. Дьяконов увлекался античностью. Сына назвал Орестом, в честь героя из «Илиады». А фамилия Кипренский была произведена от Киприды — одно из имен Афродиты. Орест окончил академию, стал блестящим портретистом. В 1816 году уехал в Италию, добился признания, успеха, денег. Но случилась странная и трагичная история. У него была натурщица — Анна-Мария Фалькуччи. Вдруг мать этой натурщицы находят мертвой, завернутой в обгоревший холст. Смерть наступила от ожогов. Кипренский обвинил в преступлении своего слугу, молодого нахального итальянца. Слугу не успели допросить, тот скончался в больнице от неизвестной болезни. Стали говорить, будто Кипренский убил обоих. Обыватели негодовали. Началась травля. Кипренскому пришлось оставить Италию. Надо сказать, что Анне-Марии тогда было одиннадцать лет. Он устроил ее в пансионат, заплатил за содержание и в 1823 году вернулся на родину. Художник любил эту девочку. Втайне он наде­ялся вернуться в Италию и жениться на ней, когда она подрастет. Прожив в России 5 лет, он в 1828 году возвращается в Рим, находит девочку, они начинают жить вместе. Но слава его в Италии закатилась, заказов мало или почти нет». — «Почему? Он разучился рисовать?» — «О чем ты говоришь?! Тут другое». — «Что же?» — «Память о загадочных смертях матери натурщицы и слуги еще не стерлась. Молва приписывает Кипренскому совершение преступлений. Дело не расследовано, вина не доказана, но достаточно и подозрений. Начались муки. Главная беда — девушка не любила художника. Разница в возрасте: ему — 46, ей —16, сам понимаешь. Хоть бы деньгами склонить сердце красавицы, а тут нужда, беды, лишения и на них — характерный русский ответ». — «То есть?» — «Алкоголь». — «Вот это жаль». — «В итоге воспаление легких и смерть. Это был октябрь 1836-го. За несколько месяцев до его смерти они с гражданской женой обвенчались. Пушкин пережил Кипренского всего на 4 месяца». — «А когда он написал портрет Пушкина?» — «В 1827 году. Взгляни. Может, это единственное изображение поэта, где мы можем видеть его руку. Кипренский славился скрупулезным и верным отображением деталей. Думаю, здесь мы видим подлинную руку Пушкина. Что можешь сказать?» — «Прежде мы видим, что пальцы филигранно сделаны, но не Кипренским, самой природой. Толстые прямоугольные ногти, как ты помнишь, — целеустремленность, упорядоченность и эмоциональность, учитывая массивность первых фаланг — страстность. Обрати внимание на длину вторых фаланг от указательного до безымянного. На указательном пальце длинная вторая фаланга указывает на то, что обладатель имеет потенциал выдающегося мыслителя, он постоянно размышляет, наблюдает, дает верные и меткие оценки. Первая фаланга указательного пальца массив
на и имеет несколько заостренную форму. Первая фаланга сообщает, что обладатель — человек вдохновения, а также имеет нетривиальные и глубокие философские взгляды на мир, а еще — рассказывает, как человек проявляет себя в социальном плане. Массивность этой фаланги — способность к публичным выступлениям. Длинная вторая фаланга среднего пальца — широта познаний, не только стремление, но и талант изучить и узнать все от точных наук до истории и права». — «Известно, Пушкин был широчайше образованным человеком». — «Длинная третья фаланга безымянного указывает на внимание к деталям и дар постигать скрытые смыслы. Стремление к совершенству в деле. В нашем случае умение добиваться идеальной формы для художественного содержания». — «Его рифма совершенна. Да что там — божественна!» — «К сожалению, плохо виден мизинец, трудно оценить размер второй фаланги. Первая фаланга длинная». — «А что означает длинная первая фаланга мизинца?» — «Много чего. Первое — дар излагать, талант выразить словом тончайшие переживания, чувства и мысли. Второе — заостренность при длине указывает на высочайшую художественную интуицию. А массивность, то есть тяжесть ногтевой фаланги, обозначает способность познавать мир, применяя научные методы познания.

Теперь еще одно. Кипренский изобразил Пушкина в черном сюртуке, с черным галстуком вокруг шеи, с правого плеча ниспадает шарф с красноватыми полосами. Цвета трагичные. Руки поэта замкнуты, лицо безмятежное, так смотрят в вечность. Статуэтка музы с лирой изображена вверху и спиной к поэту. Такое положение богини указывает на переход от земного к небесному. Картина Кипренского получилась провидческой. Двойного назначения. Сознание художника выводило образ поэта, а интуиция — его участь».

Источник: 7days.ru