Уникальная культура и самобытный колорит: что привлекает россиян во внутреннем туризме

Закрытые границы из-за пандемии дают толчок для развития внутреннего туризма. По оценкам экспертов, в 2021 году его потенциал достигает 1,5 трлн руб. Аналитики из консалтинговой компании КБ Стрелка вывели Индекс туристической привлекательности регионов России. Выяснилось, что путешественников привлекает уникальная нематериальная культура регионов и их природа. Но все портит низкое качество инфраструктуры. 

Индекс туристической привлекательности: что это? 

В период пандемии и закрытых границ все популярнее становится внутренний туризм. К лету власти планируют принять новый нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Его главные цели — создание качественных туристических продуктов и рост показателей развития отрасли вдвое к 2030 году.

Эксперты из консалтинговой компании КБ Стрелка решили выяснить, какие регионы страны наиболее популярны у россиян. Для этого они с помощью искусственного интеллекта проанализировали более 6 миллионов текстов о посещении 82 регионов России. Аналитики проследили взаимосвязь между содержанием публикаций, объемом турпотока и качеством туристической инфраструктуры. 

В результате они вывели «Индекс туристической привлекательности регионов России». В соответствии с этим показателем авторы исследования выделили четыре группы, к которым можно отнести те или иные области страны. Это так называемые «особые», «известные», «скромные» и «малоизвестные» регионы. 

Особые регионы: культурная самобытность и уникальный колорит

Эксперты отнесли к этой группе всего четыре региона: Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Удмуртская и Чеченская республики. Число отзывов в Сети о них выше среднего, преобладают положительные. 

Несмотря на позитивный образ, во всех регионах группы сравнительно низкий поток туристов. Путешественники не воспринимают их как важные туристические направления, но поездка сюда может приятно удивить посетителей, отмечают авторы исследования. 

«Такой туристический опыт можно сравнить с посещением другой страны. Он позволяет совершить «перезагрузку» во время отдыха. Регионы этой группы могут раскрыть свой потенциал, и их образ может работать на увеличение турпотока», — говорится в докладе. 

Известные регионы: популярны у путешественников, но могут разочаровать качеством туристической инфраструктуры

К этой группе относятся 15 регионов. Среди них есть многие популярные туристические направления. В группу вошли регионы как с высоким, так и низким турпотоком.

К первым относятся такие популярные у туристов регионы, как Республика Крым, Краснодарский и Алтайский край. Путешественники едут туда из-за достопримечательностей и природных особенностей регионов. «Однако они могут и разочаровать — в первую очередь, качеством туристической инфраструктуры, которая в большинстве из этих регионов собрала значительное количество негативных отзывов», — отмечают авторы доклада. 

А вот турпоток в Камчатский край и республику Карелия все еще остается довольно низким, несмотря уникальные природные достопримечательности этих регионов. «[…] увеличение антропогенной нагрузки может нанести вред уникальным природным достопримечательностям», — отмечается в докладе.

Однако это не означает, что развитие туризма в таких регионах уже достигло своих предельных показателей. Сохранить уникальную природу и повысить турпоток помогут стратегии развития, основанные на комплексных экологических исследованиях. 

К «известным» регионам относятся также несколько национальных республик. Их образ базируется на нематериальном наследии. Среди них: Республика Коми, Чувашия и Марий-Эл. Они пока не смогли раскрыть свой потенциал, собрать позитивные отзывы и привлечь туристов, говорится в докладе. 

Малозаметные регионы: наиболее доступны для туристов

К этой группе относится наибольшее число регионов — 56 из 82. На этих территориях находится наибольшее количество объектов культурного наследия. В этих регионах проживает большая часть населения страны. Они доступнее других для туристических поездок.

Например, многих путешественников привлекают Владимирская, Иркутская, Калининградская, Нижегородская области. Турпоток здесь достаточно высок. Однако несмотря на множество достопримечательностей, эти регионы не используют их для комплексного развития туризма. «Например, много туристов приезжает в Суздаль, но город не ассоциируется у них с Владимирской областью. Популярность Суздаля не способствует продвижению других туристических направлений и населенных пунктов региона и, соответственно, росту доходов от туризма», — отмечают авторы доклада. 

В отличие от вышеперечисленных регионов, Вологодская, Ивановская, Костромская, Новгородская и Псковская области отличаются низким турпотоком. Дело в том, что среда и культура в этих регионах мало отличаются от повседневной среды, окружающей большинство россиян из европейской части страны. « […] не происходит заметная смена контекста и «перезагрузка», которая привлекает туристов в национальных республиках», — считают авторы исследования. 

Скромные регионы: их турпотенциал еще предстоит раскрыть 

В эту группу входят семь регионов. Среди них большая часть — национальные республики, такие как Адыгея, Мордовия и Калмыкия. Все они отличаются низким турпотоком. Дело в том, что такие регионы не очень активно занимаются продвижением туристического продукта на рынке. Секрет успеха национальных республик в необычном культурном контексте, который создают традиции, обычаи, искусство коренных народов.

Что привлекает туристов: природа, инфраструктура и нематериальное наследие

Авторы доклада отмечают, что 23 % от общего числа проанализированных отзывов о посещении тех или иных регионов посвящены природным достопримечательностям. В 31 % случаев россияне оставляют позитивные отзывы о природе. Соответственно, те регионы, где мало достопримечательностей, могли бы сделать упор на развитие природных территорий.

Но одних природных достопримечательностей недостаточно. Необходима качественная инфраструктура. В общем объеме текстов наибольшая доля (29%) — отзывы о транспортной доступности тех или иных достопримечательностей, качестве гостиниц, обслуживания, общественного питания и сувенирной продукции. К сожалению, большая часть из них негативные. 

«Регионы, которым удастся приблизить качество туристической инфраструктуры и обслуживания к уровню ожидания посетителей, смогут сохранить привлекательность даже после открытия границ», — считают авторы исследования. 

Помимо природных достопримечательностей и инфраструктуры, для россиян важна уникальная нематериальная культура регионов — музыка, танец, кулинария, язык, традиции, ремесла, религия. 18% от всего количества отзывов посвящены именно этой теме. 

«Многие россияне путешествуют ради нового опыта — не только культурного, но и эмоционального, ради новых переживаний и ощущений. Развитие туризма впечатлений имеет очень большой потенциал. Тем более, что создать новые туристические продукты на основе местной кулинарии или традиций намного проще, чем построить новые курорты, гостиницы, развить транспортную инфраструктуру», — заключают авторы доклада.

Источник: polit.ru