Теория цвета

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Патти Моллики «Теория цвета: Настольный путеводитель: от базовых принципов до практических решений» (перевод Дмитрия Прокофьева).

В книге рассказывается о самых важных аспектах теории цвета в приложении к живописи. Здесь вы найдете всю информацию, которая нужна, чтобы в ваших произведениях были реализованы динамические, гармоничные и продуманные цветовые решения.

«Представить нашу жизнь без цвета невозможно, но что такое цвет? Как именно мы понимаем его, организуем и используем его силу так, чтобы он помогал нам в творчестве, общении и самовыражении? Я ставлю своей задачей познакомить читателя с концепциями теории цвета и подробно рассмотреть их, и в частности в приложении к живописи маслом и акрилом. Мы обсудим широкий круг полезных тем, которые, несомненно, позволят вам выйти на новый уровень понимания цвета — от свойств электромагнитного спектра до пигментов, цветовых схем и психологии цветовосприятия. Чем больше вы будете знать об организации и смешении цветов, тем лучше будете подготовлены к достижению ваших творческих целей. Давайте же погрузимся в мир цвета и изучим это поразительное явление!» — пишет Патти Моллика.

Предлагаем прочитать один из разделов книги.

 

Пигменты и краски

Пигменты минеральные и современные

Как мы уже говорили в начале книги, пигменты разделяются по происхождению на две группы. Пигменты либо добывают из земли (и тогда они называются неорганическими, или минеральными, пигментами), либо синтезируют в химической лаборатории (и тогда они называются органическими, или современными, пигментами). Хотя у минеральных и современных пигментов есть некоторые сходные характеристики, их состав и поведение сильно различаются. Знание уникальных характеристик пигментов поможет вам принимать более действенные решения при смешении красок.

Минеральные пигменты имеют названия, отражающие их происхождение из земли, например сиена, охра, кадмий, кобальт, ультрамарин. Как правило, они отличаются:

• высокой непрозрачностью (высокой укрывистостью);

• низкой насыщенностью (меньшей яркостью);

• низкой красящей способностью (слабо изменяют цвета, с которыми их смешивают).

Современные пигменты имеют названия, отражающие их химическое происхождение, например хинакридон, фталоцианин, диоксазин, антрахинон. Как правило, они отличаются:

• высокой прозрачностью (низкой укрывистостью);

• высокой насыщенностью (чрезвычайной яркостью);

• высокой красящей способностью (сильно изменяют цвета, с которыми их смешивают).

Чем бы вы ни писали, маслом или акрилом, используйте минеральные краски, если хотите полностью закрыть нижележащую поверхность или цвет; применяйте современные краски, если вам нужна лессировка и вы хотите, чтобы нижележащая поверхность или цвет просвечивали. Вы не обязаны выбирать одно или другое: смешивая минеральные и современные краски, вы сможете получить еще больше тонких цветовых различий и нюансов.

 

Эта таблица акриловых красок иллюстрирует различия в прозрачности между пигментами минеральными (верхний ряд) и современными (нижний ряд). Краски, представленные в верхнем ряду (слева направо): ультрамарин синий, кобальт бирюзовый, кобальт фиолетовый (имитация), охра желтая, кадмий красный светлый и сиена жженая. Краски, представленные в нижнем ряду (слева направо): голубая «ФЦ» (красный отлив), зеленая золотая, диоксазин пурпурный, никель азо золотистый, нафтоловый красный и пиррол оранжевый прозрачный.

Свойства пигментов

Ниже приведен перечень самых распространенных красок и описание их свойств. На всех палитрах показаны цвета акриловых красок, густо нанесенных на черный фон (слева), и тех же красок, смешанных с титановыми белилами в соотношении 10:1 (справа). Под каждой палитрой те же краски нанесены очень тонким слоем, чтобы показать их цвет на просвет.

 

Ультрамарин синий

Этот прекрасный синий цвет тяготеет к красному. Краска обладает достаточной прозрачностью при окрашивающей способности от средней до хорошей и хорошо смешивается со всеми другими красками.

Голубая «ФЦ» (зеленый отлив)

Очень мощный синий цвет с зеленоватыми оттенками. Высокая прозрачность и высокая окрашивающая способность; краску следует использовать в очень малых количествах, так как и этого хватит для заметного эффекта. При смешении с белым похожа на церулеум — дает очаровательный бирюзовый цвет.

Зеленая «ФЦ» (синий отлив)

Прохладный, густой зеленый цвет с синими оттенками; обладает высокой окрашивающей способностью.

 

Ализарин малиновый

Прохладный, слегка синеватый красный с дымчатым блеском; при смешении с синим ультрамарином дает густые, плотные пурпурные цвета.

Хинакридон пурпурный

Очень многогранный, яркий, холодный красный цвет, почти светящийся. Прекрасно смешивается с синими в очаровательные полупрозрачные фиолетовые цвета, а в сочетании с желтыми дает яркие, чистые оранжевые.

Кадмий красный средний

Теплый красный цвет, считающийся истинным «цветом пожарной машины»; универсален в смешении.

 

Кадмий желтый светлый

Прохладный желтый цвет, тяготеющий к синему; очень непрозрачный и яркий.

Кадмий желтый средний

Густой желтый цвет, тяготеющий к красному, теплый и непрозрачный.

Охра желтая

Приглушенный, непрозрачный желто-коричневый цвет, отлично подходит для затемнения.

 

Сиена жженая

Плотный, теплый коричневый цвет с темно-оранжевыми оттенками.

Умбра жженая

Густой землисто-шоколадный коричневый с красными оттенками.

Кость жженая или сажа слоновой кости (по желанию)

Многие художники предпочитают для получения более ярких результатов не использовать готовую черную краску из тюбика, например кость жженую или сажу слоновой кости, а смешивать свои собственные колоритные черные оттенки (см. главу «Создание темных и черных цветов»).

 

Белила титановые

Густой, яркий белый цвет; превосходная непрозрачная краска.

 

В принципе вы можете создавать все свои вторичные, третичные, земляные и серые цвета, смешивая первичные. Однако многие художники предпочитают включать в свою палитру готовые земли, например умбру жженую, сиену жженую, сиену натуральную и охру желтую, чтобы создавать темно-желтую палитру и приглушать цвета, которые кажутся им слишком яркими. Выше перечислены краски, образующие превосходную базовую палитру для начинающих. Работа с ограниченной цветовой палитрой — лучший способ познакомиться с цветами и их смешением. Многие начинающие стремятся купить по тюбику краски каждого оттенка, который им нравится, но это может привести к недостатку единства и цветовой гармонии в их произведениях.

Смешение цветов

Понимание различных свойств цветов и красок — от тона и цветовой температуры до прозрачности пигментов — придает нам способность правильно сочетать цвета на полотне. Заложив этот фундамент, мы можем приступить к более глубокому изучению искусства смешения цветов.

Смешение для яркости

Мы уже знаем, что смешение дополнительных цветов дает цвета нейтральные, серые и коричневые. Теперь нам надо изучить основные идеи, лежащие в основе смешения вторичных и третичных цветов для получения нужных нам результатов, ярких или приглушенных. Чтобы получить самые насыщенные, колоритные вторичные и третичные цвета, нужно смешивать цвета, тяготеющие друг к другу. Например, можно смешать яркий фиолетовый цвет из ультрамарина синего (который тяготеет к красному) и хинакридона пурпурного (который тяготеет к синему). Смешение голубой «ФЦ» с кадмием красным средним даст совершенно другой результат, так как оба этих цвета тяготеют к желтому. Поскольку желтый цвет дополнителен к фиолетовому, смесь получается естественно приглушенной.

Обратите внимание на различия в насыщенности между вторичными цветами, полученными смешением акриловых красок, показанными справа. На следующей странице вы найдете цветовой круг, который поможет вам создавать максимально яркие смеси первичных цветов в зависимости от того, в каком направлении они тяготеют. (Дальнейшая информация о смешении цветов приведена в главе «Примеры смешанных цветов».)

 

Справа показаны примеры ярких и приглушенных смесей акриловых красок для всех вторичных цветов — фиолетового, зеленого и оранжевого.

Источник: polit.ru