Танго на краю. Рецензия на фильм «F@ck This Job»

3 марта на YouTube-канале т/к «Дождь» (внесен минюстом в реестр СМИ-иноагентов) состоялась премьера документального фильма «F@ck This Job». Кинокритик Полит.ру Кирилл Сафронов разбирается, чего в этой картине больше – художественности, публицистики или мистики.

Казалось бы, ну какое сейчас кино? А вот такое. Документальное. Трейлер к которому ты смотрел еще в кинотеатре – в старое, доспецоперационное, время – а сам фильм встречаешь уже на YouTube. Потому что его прокат в кинотеатрах без объяснения причин отменен. А YouTube-канал давно считающегося иноагентом «Дождя»* пока доступен. В отличие от самого телеканала, чей сайт был 2 марта заблокирован по требованию Генпрокуратуры. За распространение «экстремистских материалов» и «целенаправленную публикацию заведомо ложных сведений о действиях российских военных в рамках спецоперации по защите ДНР и ЛНР». Такое сейчас кино.

Начинается все с эпиграфа из Джима Моррисона: «Тот, кто контролирует СМИ, контролирует разум». После – титр: «К финалу второго президентского срока Владимира Путина (2008) все российское телевидение оказалось под прямым или косвенным контролем государства». Дальше – виды дома основательницы «Дождя»* Натальи Синдеевой и его окрестностей  под закадровый голос режиссера фильма Веры Кричевской – журналиста и документалиста. Автора фильмов «Слишком свободный человек» (2016) – про политика Бориса Немцова и «Дело Собчака» (2018) – о бывшем мэре Петербурга. 

Благодаря включению режиссера в пространство фильма, интонация сразу же задается личная. Никакого панибратства в этом не чувствуется, поскольку Вера Кричевская стояла у истоков «Дождя»* и говорит во многом и о своем детище. Несмотря на то, что из-за истории про снятие с эфира выпуска программы «Гражданин поэт» она в 2011 оттуда уволилась, связь с каналом не разорвала – о чем подробно рассказывает в своем фильме. 

В «F@ck This Job» вообще много личного – архивные записи со свадьбы Натальи Синдеевой и Александра Винокурова (инвестора «Дождя»*), видео с кастингов ведущих, вечеринок, устроенных в редакции, и проч. Даже интервью с сотрудниками по атмосфере больше напоминают кусочки из хоум-видео – шутками, улыбками, слезами. Тепло этих кадров перебивается с хроникой происходящего на гостелеканалах: выступление Владимира Путина на Красной площади (когда президентом выбрали Дмитрия Медведева), инаугурация уже самого Владимира Путина, его же выступление в Госдуме по поводу незабываемых поправок в Конституцию… 

За счет этого личные истории участников команды «Дождя»* вплетаются в историю современной России. Становится понятно, почему «Optimistic Channel», задумывавшийся в качестве канала «за все хорошее против всего плохого», стал одним из главных независимых СМИ – через протесты, выступления Pussy Riot, сбитый боинг, прямые трансляции из автозаков… 

Режиссерское решение – полиэкран: скажем, в левом нижнем углу – отрывок из выпуска программы «Дождя»* «Здесь и сейчас»: встревоженные ведущие в прямом эфире говорят о взрыве в аэропорту Домодедово; на т/к «Россия 1» – сериал; на Первом канале – ток-шоу; на НТВ – что-то криминальное.

Так проявляется история «Дождя»* – от посещения его Дмитрием Медведевым до выселения редакции с «Красного Октября», отключения телеканала от вещания и вызовов Натальи Синдеевой в Следственный комитет.  

Кульминация наступает, когда зрителю показывают, как Наталья Синдеева сражается с онкологией, в тот момент как Владимир Путин говорит в Госдуме о поправках в конституцию. В финале же намекается, что – несмотря ни на что – еще поборемся. Что выглядит уж очень оптимистично и не совсем правдоподобно (потому что на протяжении всего фильма «Дождь»* со стороны государства получал удары все большей и большей силы).

Мистика же начинается в связи с премьерой «F@ck This Job». Премьера была назначена на 3 марта, показы должны были стартовать в сети кинотеатров КАРО. Вместо этого 3 же марта Наталья Синдеева объявила о временном закрытии телеканала. «Мы временно приостанавливаем работу в сложившихся обстоятельствах. Нам нужны силы, чтобы выдохнуть и понять, как работать дальше. Мы очень надеемся, что мы вернемся в эфир и продолжим работу», – сказала Наталья Синдеева.

За сутки с момента выхода «F@ck This Job» посмотрело уже полмиллиона человек.

*Внесен минюстом в реестр СМИ-иноагентов

Источник: polit.ru