Михаил Едлинский — сын псаломщика из села Юшкове Оршанского уезда Могилевской губернии. Обучался в Оршанском духовном училище, в 1881 году, будучи 22 лет, окончил Могилевскую духовную семинарию и поступил на казенный счет в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия.
В 1885 году назначен преподавать церковную историю в Киевской духовной семинарии, а с 1886 года параллельно — в Первом коммерческом училище. Также преподавал в частной женской гимназии. Женился, в браке родилось семеро детей.
В 1893 году был рукоположен в сан священника, служил в Борисоглебской церкви на Подоле. В 1900 году был возведен в сан протоиерея. На средства церкви о. Михаил построил детскую школу-приют, являлся одним из основателей киевского Общества трезвости, вел широкую работу по уменьшению пьянства, активно помогал от него избавиться желающим, проводил много бесед, лекций, устраивал в выходные дни чтения для взрослых. Духовник киевского духовенства и популярный у киевлян и верующих окрестных сел пастырь. Его ценил и к нему направлял людей прав. Иоанн Кронштадтский.
В 1905 году с крестным ходом выступил навстречу толпе, управляемой черносотенцами, предотвратив погром евреев.
Протоиерей Михаил Едлинский и после революции 1917 года оставался одним из немногих нравственных ориентиров среди киевского духовенства. Он безбоязненно называл вещи своими именами и открыто, не обращая внимания на возможные последствия для себя лично, обличал самосвятов и раскольников, называя советскую власть «поддерживающей врагов церкви», «антихристовой» и «богоборческой».
В 1933 — 1935 годах после закрытия Борисоглебской церкви служил вторым священником в церкви Николы Доброго. Особая духовная дружба связывала о. Михаила с профессором-библеистом КДА протоиереем Александром Глаголевым, настоятелем церкви Николая Доброго. Вместе они выходили с хоругвями и крестами на улицы Подола и останавливали черносотенные погромы.
В 1935 году после закрытия Добро-Никольской церкви перешел в церковь Николая Набережного. Гонение на церковь, ее физическое уничтожение острой болью отзывались в душе о.Михаила. Со временем он стал собирать материалы о подобных преступлениях, которые впоследствии передал врачу Г. Косткевичу. Впоследствии НКВД этот шаг был расценен как связь с истинно-православной церковью и поставлен ему в вину.
17 октября 1937 года арестован и заключен в Лукьяновскую тюрьму города Киева вместе с группой киевских священников и почти одновременно с митрополитом Константином (Дьяковым). Когда о.Михаила арестовали, ему было уже 78 лет. После ареста состоялся всего один допрос.
13 ноября 1937 года тройкой при Киевском облуправлении НКВД УССР осужден по стт. 54-10 и 54-11 УК УССР с обвинением в «участии в контрреволюционной организации церковников-тихоновцев, подготавливающей восстание в случае войны с Германией» и приговором к расстрелу. Несмотря на чрезмерное «использование мер физического воздействия», от которых скончались на допросе митрополит Константин (Дьяков) и протоиерей Александр Глаголев, о. Михаил не отрекся от веры, не лжесвидетельствовал, как того требовали следователи, и не проклинал своих убийц.
Расстрелян 17 ноября 1937 года в 24:00. Место захоронения неизвестно. Возможно, это Лукьяновское кладбище, куда в 1930-е годы привозили людей, расстрелянных в Лукьяновской тюрьме. Сначала их закапывали по краям кладбища, а когда не осталось места, рыли рвы прямо на дорожках, аллеях и сваливали туда тела, засыпая к утру землей и утрамбовывая. По самым скромным подсчетам, в земле Лукьяновского кладбища лежит 25-30 тысяч безымянных репрессированных. Есть предположение, что протоиерей Михаил был похоронен в лесном массиве возле поселка Быковня, однако документально это не подтверждено.
Сын о. Михаила о. Георгий установил ему крест на условной могиле в ограде своих родственников на Лукьяновском кладбище.
Источник: