Священномученик Григорий Фаддеев

Григорий Фаддеев родом из села Неварь Дмитриевского уезда Курской губернии. Видимо, младенец был слаб, поэтому таинство Крещения было совершено уже на следующий день в сельском храме в честь Богоявления.

В 1906 году 11-летний Григорий поступил в Рыльское духовное училище, в 1910 году он был переведен в первый класс Курской духовной семинарии, которую блестяще окончил в 1916 году. Трем лучшим выпускникам предоставлялось право бесплатного обучения в Академии. Но отец сказал ему: «Гриша, тебе дали образование, помогай остальным кончить учебу, а их семь человек!» Годы, пока учились младшие дети, были нелегкими, старшим брату и сестре часто приходилось заниматься репетиторством. Урожай с семи десятин не раз закладывался на корню, чтобы как-то свести концы с концами.

Вместе с его сестрой Еленой в епархиальном училище училась Вера Иванцова, дочь священника из села Бычки того же уезда Павла Григорьевича — будущая супруга Григория. Они поженились, и вскоре Григорий Фаддеев был рукоположен во пресвитера к храму во имя Архистратига Божия Михаила села Кривец Тимского уезда Курской губернии. Но, по просьбе неварьских прихожан, Курский епархиальный совет переместил его в родное село Неварь.

Молодой священник с воодушевлением взялся обустраивать приходскую жизнь в родном селе. Переехав в Неварь, он, будучи человеком музыкальным, сразу с любовью взялся за организацию в селе смешанного хора. В течение целого десятилетия он подбирал способных хористов, кропотливо обучая их. Скоро Неварьский хор стал известен в округе, его приглашали на престольные праздники в соседние села. Батюшка сам прослушивал всех желающих и отбирал более способных. О. Григорий создал два хора — взрослый и детский. На ежедневных спевках дети садились вокруг стола, и батюшка лично руководил пением. О. Григорий просил маленьких хористов объяснить, что они поняли из того, что пели, и очень радовался, получив правильный ответ. А если отвечали не так, то с любовью поправлял. Благодаря такому обучению дети хорошо понимали и запоминали многое из Священного Писания.

По воспоминаниям близких, отец Григорий был добрым, чутким, отзывчивым человеком. Его доброта, стремление быть полезным людям, проявлялись во многих делах. Они с женой увлекались гомеопатией. У них был толстый гомеопатический лечебник, из киевской гомеопатической аптеки выписывали лекарства. В селах в те времена никакой медицинской помощи не было, и многие односельчане со своими недугами часто обращались к ним за безвозмездной помощью. Однажды о. Григорий долгое время выхаживал ближайшего соседа, получившего сильный ожог, дважды в день делал перевязки.

В 1922-23 годах в соседней Кузнецовке расформировали детский приют для детей-сирот из прифронтовых районов Первой мировой войны. О. Григорий, имея уже своих детей, взял на воспитание в семью девочку-подростка из приюта, готовил ее для поступления в среднюю школу. В 1925 году она поступила сразу в 7-й класс, но вскоре заболела туберкулезом и в 1926 году умерла. О. Григорий приютил в своем доме одинокую больную, беспомощную женщину из соседнего села, подругу своей покойной родной матери, ухаживал за больной и похоронил, как близкого человека.

Со времен коллективизации для семьи о. Григория начались черные дни. Сначала «кулаков» обязали сдать в кратчайший срок неимоверно много хлеба. Кулаков в селе оказалось четыре семьи: иерей Григорий, его отец и два брата-мельника, имевших ветрянки. Нужного количества хлеба ни у кого не нашлось. В 1929 году иерей Григорий был приговорен народным судом Дмитровского района Курской области к двум годам лишения свободы и трем годам высылки из Центрально-черноземного округа за невыполнение поставок. Семьи осужденных выгнали на улицу. К этому времени у иерея Григория было трое малых детей, ждали четвертого. С ними жила еще старенькая теща.

После выхода в свет статьи Сталина «Головокружение от успехов» учителя получили возможность ходатайствовать через суд о возвращении своих родных из ссылки. Сестра батюшки Татьяна, молодая учительница, летом 1930 года поехала за отцом и братом, привезла их, страдавших от вшей, голода и изнеможения. Отца освободили без ограничений, иерея Григория — без права проживания в Курской области. Встреча его с семьей и рожденным уже после ареста сыном происходила в поле, на границе села Хлебтово Брянской области и Невари. Пришлось искать новое место жительства, и он поселился в городе Севске Брянской области, где его приютила в своем доме одинокая учительница-пенсионерка.

После ссылки о. Григорий какое-то время жил в селе Хлебтове, в семи километрах от Невари. Он приходил тайком по ночам в родное село, чтобы повидать родных. После освобождения батюшки неварьцы почти всем селом пошли на Пасху в Хлебтово, и о. Григорий освящал куличи. В Невари 25 июля, в день празднования в честь иконы Божией Матери Троеручица, был Престольный праздник. Пока батюшка был в ссылке, в Невари родилось много детей, и все они были не крещены. Батюшка тайно оповестил всех, желающих окрестить детей, и в ночь под праздник 25 июля пришел из Хлебтово. В доме одной прихожанки он отслужил молебен и всю ночь до утра крестил детей. А под утро тайком опять ушел в Хлебтово.

В 1930 году иерей Григорий был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери, именуемой Взыскание погибших, села Шведчиковы Дворы Севского района Западной области. Иерей Григорий боролся с обновленчеством и тесно общался со протоиереем Варлаамом Поповым, который был благочинным Севского округа. Благодаря проповеди иерея Григория, колхозники целыми бригадами шли в храм. В 1936 году батюшку обязали сдать 90 кг мяса. Тогда псаломщица храма монахиня Ксения (Агафонова) организовала среди прихожан сбор денежных средств, на которые приобрели мясо и сдали на заготовительный пункт за о. Григория.

Батюшка не порывал отношений и с духовными чадами из своего родного села Неварь, которые пешком приходили к нему на службу за многие километры в Шведчиковы Дворы. О. Григорию, как человеку грамотному, предлагали оставить священство и перейти на государственную службу. Но батюшка категорически отказался.

28 июля 1937 года священник Григорий Фаддеев был арестован. Утром, когда батюшка собирался служить Божественную Литургию, его вызвали в сельсовет. О. Григорий взял свои вещи и уже не вернулся. А вскоре у храма собрался народ — стало известно, что батюшку арестовали. Накануне ночью в доме батюшки в Севске шел обыск, при котором изъяли Запасные Дары, назначение Брянского епископа, подрясник, епитрахиль, поручи, Минею месяц август, Правило готовящегося к служению Литургии, Требник, Месяцеслов, Библию, книгу «Личные записки девицы монахини». После ареста иерей Григорий содержался под стражей сначала в Севске, а затем в брянской тюрьме.

3 августа монахиня Ксения (Агафонова) без разрешения сельского совета собрала верующих села Шведчиковы Дворы, которые постановили послать в Севск делегацию с ходатайством об освобождении о. Григория.

Иерей Григорий не признал вымышленных обвинений в антисоветской агитации.

16-17 сентября 1937 года на заседании тройки при УТБ УНКВД Западной области он был приговорен к десяти годам заключения. Осенью матушка Вера получила весточку от о. Григория из мест заключения. Он писал, что прибыл в лагерь, что путь был очень тяжелый. Вместе с ним в лагерь пригнали пятьдесят человек, было очень холодно. Письмо заканчивалось словами: «Вера, береги детей, пусть они вырастут настоящими людьми. Прощайте, больше мы не увидимся».

В феврале 1991 года дочь о. Григория, Елена Ивашкова, обратилась в архив УИД МВД Коми ССР, откуда ей ответили: «Фаддеев Григорий Иванович меру наказания отбывал в Ухтижемлаге. Умер 26 декабря 1937 года от кровавого поноса. Место захоронения за давностью времени определить не представляется возможным».

Источник: polit.ru