Сохраняя энергию стартапа

Издательство «Альпина PRO» представляет книгу Алекса Канторовица «Сохраняя энергию стартапа. Как техногиганты ежедневно изобретают будущее и остаются на вершине» (перевод Владимира Скворцова).

Большинство компаний, определившись со своими преимуществами, зацикливаются на их совершенствовании, но забывают при этом, что их взгляд обращен в прошлое, а не в будущее. Amazon и другие технологические гиганты (такие как Facebook, Google и Microsoft) всегда работают так, будто каждый день — первый: эти лидеры рынка тратят время на переосмысление своих продуктов, а не на то, чтобы бесконечно их улучшать. Благодаря 130 интервью, проведенным с сотрудниками ведущих IT-компаний, автор этой книги раскрывает секрет успеха технологических гигантов в деловом мире, где нет никаких гарантий, только риск и конкуренция.

Предлагаем прочитать фрагмент главы, посвященной компании Google.

 

Новое вмешательство искусственного интеллекта

Как только Пичаи возглавил Google, он сообщил сотрудникам новую мантру: «Искусственный интеллект превыше всего», — поощряя их внедрять искусственный интеллект в любые продукты при малейшей возможности. «Он хотел призвать всё инженерное и коммерческое сообщество Google и сказать во всеуслышание: «Эй, здесь происходит что-то реальное; мы должны обратить на это внимание», — сказал мне Дин. — Это действительно изменило мышление тех рабочих групп, которые еще не думали в этом направлении».

Культура сотрудничества в Google помогла Пичаи быстро распространить эту директиву. Когда команда Дина создавала ИИ-технологию для одной команды, слухи об этом быстро распространялись, что приводило к росту спроса на системы искусственного интеллекта со стороны других отделов, и вскоре посыпались новые приложения.

Например, когда команда, разрабатывающая переводчик Google Translate, использовала ИИ-модель для предсказания того, как может выглядеть предложение на одном языке при написании его на другом, остальные рабочие группы тоже взяли это на заметку. Команда Gmail в итоге использовала ту же модель для создания функции Smart Replies, которая предлагает короткие, сгенерированные искусственным интеллектом предложения для ответа в Gmail на полученные письма.

По мере внедрения искусственного интеллекта продукты компании становились всё «умнее», всё лучше понимали друг друга и людей, взаимодействующих с ними. Google Photos начал распознавать жесты, например объятия, и позволять людям искать фотографии, где фотографирующиеся обнимались. Затем Gmail научился обмениваться данными о подтверждении рейсов с Google Calendar, который автоматически отмечал их в расписании. А голосовой поиск Google стал лучше отвечать на вопросы, заданные на естественном языке, даже лучше, чем обычный поиск с использованием ключевых слов.

По мере развития этих технологий воображение гуглеров тоже распалялось. Группа в Цюрихе начала работать над тем, как приблизить поисковые фразы к естественному языку, другие группы стали думать о том, как персонализировать Google и сделать его полезнее для каждого конкретного человека, а внимание аппаратного подразделения переключилось на умные колонки. Компания куда-то развивалась, но всё это пока плохо сочеталось друг с другом.

Великое переоткрытие Google

В начале февраля 2016 года улыбающийся Сундар Пичаи вышел на сцену кафе Charlie’s в Маунтин-Вью. Сергей Брин только что игривым тоном сообщил аудитории, что Пичаи представит стратегию Google на 2016 год в виде танца, так что ежегодное выступление нового генерального директора началось с громкого смеха. Обещанный танцевальный номер наверняка привел бы собравшихся в восторг, но Пичаи выбрал более удобный подход. Прислонившись к пюпитру, он произнес речь в своей типичной манере, с размеренными профессорскими интонациями.

Он начал с краткого обзора положения дел в Google. По его словам, больше половины поисковых запросов теперь поступает через мобильные устройства, причем многие из них — голосовые. Поиск по-прежнему актуален на мобильных устройствах, но не в том виде, в котором Google предоставляет его для настольных компьютеров. Затем Пичаи продемонстрировал слайд с логотипами продуктов Google с одной стороны, а рядом с ними — фигурную скобку, указывающую на слово Assistant.

По словам Пичаи, компании предстояло в течение года серьезно поработать над созданием цифрового помощника, который объединит между собой все основные продукты Google. Этот помощник превратит общение людей с Google в персонализированный диалог. Пользователи смогут голосом спрашивать помощника, сколько времени им потребуется, чтобы добраться до работы (через Google Maps), когда придет очередная посылка от Amazon (через Gmail) или когда у них запланирована следующая деловая встреча (через Google Calendar). Они могут попросить показать им развлекательное видео (через YouTube), фотографии из отпуска (через Google Photos) и последние новости (Google News). И всё так же они смогут выполнить поиск в интернете — на этот раз голосовой.

Google Assistant предполагалось сделать главным ответом компании на меняющуюся природу интернета, в частности на появление Alexa, которая, по данным eMarketer, к концу года будет занимать 72 % всего рынка умных колонок, и на разработку Siri от Apple (хотя она не могла тягаться с продуктом Amazon). У Google Assistant есть шанс обогнать этих конкурентов благодаря сервисам Google, таким как Карты и Gmail, которые уже глубоко вошли в повседневную жизнь людей. Новый голосовой помощник приучил бы людей разговаривать с Google, то есть задавать системе вопросы, которые раньше пришлось бы набирать текстом в строке поиска. Ассистент свяжет людей и с приложениями, разработанными и другими компаниями, что даст Google возможность продолжать организовывать информацию в мире и делать ее полезной независимо от того, находится она в интернете в открытом виде или нет.

Assistant был грандиозным изобретением, воплощение которого требовало не менее грандиозной совместной работы. Чтобы продукт раскрыл свой потенциал, множество рабочих групп Google — Maps, Gmail, Calendar, Photos, Search, YouTube и другие — должны были аккуратно связать свои сервисы воедино; опыт столь тесного сотрудничества был в новинку даже для них. В основе всего этого должна была лежать технология искусственного интеллекта, предоставляя пользователям возможность разговаривать с любыми приложениями и слушать их голосовые ответы. Представив концепцию Assistant, Пичаи дал понять, что ожидает участия всей компании в работе над ним. «Если вы ищете главный приоритет этого года, я бы сказал, что вот он», — завершил речь Пичаи.

На старте проекта возникло немало сложностей. «Assistant прошел путь многих наших совместных проектов, в том смысле, что поначалу это было довольно хаотично и немного болезненно, — рассказывает мне Джен Фицпатрик, старший вице-президент отдела Google Maps. — Не все и не всегда были на одной волне; не все и не всегда понимали, кто чем занимается и какие приоритеты существовали в тот или иной момент». Чтобы преодолеть неразбериху, Пичаи начал устранять препятствия, мешавшие обмену идеями между группами и подразделениями. Он собирал команды, работавшие над Assistant, вместе (иногда на совещаниях присутствовало по 25 и более человек) и помогал им договориться о том, что они создают, кто за что отвечает и что должно быть приоритетным.

Когда все оказались, наконец, на одной волне, Пичаи применил ко всей компании тот же подход, который он использовал при создании Chrome: установив четкие рамки, он сделал шаг назад и позволил сотрудникам изобретать вместе. «Мы должны были выйти за рамки одной идеи Сундара и воспользоваться нашей коллективной мудростью, чтобы ответить на вопрос: «Как мы собираемся взять эту общую идею и превратить ее в нечто более конкретное?» — продолжает Фицпатрик. — Именно тогда и началось более широкое сотрудничество между различными группами».

Такой стиль разработки заметно контрастировал с подходом к разработке последнего крупного проекта Google, Google+, который использовал более централизованный подход и… потерпел неудачу. «Вместо того чтобы команда разработчиков Assistant просто заявлялась к другим командам и говорила: «Эй, вот что мы хотим, мы хотим, чтобы вы все сделали A, B и C», вместо этого разработчики собрали эти предложения от всех команд и каждой дали зеленый свет, — подчеркивает Шива Раджараман, бывший руководитель отдела управления продуктами Google. — В этом и заключается секрет совместной работы в Google. Когда команды собираются вместе и могут помочь друг другу ускорить разработку, потому что это необходимо всей компании, взаимодействие работает очень хорошо».

Дальше всё пошло быстрее. Коммуникационные инструменты Google ускорили разработку Assistant, помогая различным командам проекта искать новые возможности, находить нужных людей для совместной работы и всегда быть в курсе последних событий. «Мы ничего не скрываем друг от друга, — считает Ник Фокс, вице-президент, отвечающий за проект Assistant. — То, что происходит в проекте, является общим достоянием компании, и благодаря этому люди могли понять, как лучше вписаться в общий процесс».

В процессе работы над согласованием своих действий команды обсуждали и некоторые общие вопросы, касающиеся концепции «помощника». Должен ли, например, помощник иметь лицо, должен ли он называться Google Assistant или как-то иначе (одним из вариантов был Lucky), и должен или нет он быть забавным. Они стремились также договориться о том, как Assistant должен реагировать на обсуждение деликатных тем, принимая во внимание то, что дети могут подслушивать, какие вопросы задают взрослые: ведь живое общение требует большей осторожности, чем просто работа с текстом на экране.

Был еще один нюанс: пресловутая «умная колонка». Чтобы люди могли вести постоянный разговор с Google, им нужно было иметь возможность обращаться к нему из любого места, в том числе и находясь вдали от телефона. Поэтому команда добавила в проект аудиосистему со встроенным Assistant, которая получила название Google Home. Колонка создавала известную проблему для всего проекта. Аппаратное обеспечение обычно производится с определенным уровнем планирования сверху вниз. Если, например, вам нужно заказать то или иное количество деталей к определенной дате, чтобы произвести соответствующее количество продукции к праздничному сезону, у вас остается не очень много возможностей для выслушивания множества идей о том, как и что вам предстоит сделать. Вот почему работа с оборудованием, как правило, иерархична. Однако Home не был похож на другие аппаратные продукты.

Аудиосистема была запланирована просто как еще одно устройство, на котором функционирует Assistant. Качество динамиков, конечно, тоже имело значение, однако главным смыслом всего устройства был голос внутри него, который имел доступ к самому большому объему информации в мире и мог рассказать вам всё то, что вы хотите знать, и тогда, когда вы хотите это знать. Поэтому команда, создававшая Home, не могла допустить, чтобы менталитет жесткого планирования распространился на всю остальную работу. Она тоже должна была сесть за стол переговоров и сотрудничать, даже если это не было стандартной практикой в этой отрасли.

«Без сомнения, при создании аппаратного обеспечения существует линейность планирования, необходимая для согласованной и своевременной поставки продукта, но, к счастью, от этого зависят лишь сроки выпуска, а не концепция, — рассуждает Рик Остерло, старший вице-президент Google по аппаратному обеспечению. — Все-таки цикл разработки продукта, развивающийся целиком сверху вниз, никогда не будет для Google правильной моделью управления».

Остерло, бывший ветеран фирмы Motorola, постоянно подчеркивает, что этот подход отличается от привычного ему по прежним местам работы — вот почему даже самый опытный разработчик аппаратного обеспечения, приходящий в Google, скорее всего удивится происходящему. «Вероятно, таким людям будет очень трудно встроиться в такой подход, — повторяет он. — Практически в любом другом месте, где производят аппаратное обеспечение — примером может служить Motorola, — доминирует иерархическая система, управляемая сверху вниз, и больше никак. Такая бизнес- модель полностью зависит от предсказуемости процесса, в ней крайне важно, чтобы люди беспрекословно подчинялись, когда начальство задает им направление».

Для Остерло жизнь в Google разительно отличается от той, к которой он привык в Motorola. Он рассказал мне, что люди из других групп регулярно присылают идеи по электронной почте лично ему, не обращая никакого внимания на субординацию. «Я очень ценю, когда кто-то находит время, чтобы обдумать какую-то сторону продукта, чтобы сделать его лучше, — сказал он. — Это как огромный котел с идеями, и вы пытаетесь создать лучшие продукты, какие только можно, из множества интересных технологий и концепций, придуманных самыми разными людьми».

Проработав над Assistant всю зиму, Google провела весной ежегодную конференцию Google IO (IO здесь означает Inputs/Outputs — «идеи/результаты») на местной концертной площадке Shoreline Amphitheatre в Маунтин-Вью. Рано утром 18 мая 2016 года тысячи разработчиков, журналистов и представителей общественности наполнили ее территорию, расположившись в зоне отдыха и на газоне. Я занял свое место среди них. Это был прекрасный ясный день, оставивший в памяти аромат кофейни, свежескошенной травы и… запах солнцезащитного крема.

После стартового видеоролика Пичаи вышел на сцену и сразу же сделал главное объявление дня. «Мы продолжаем развивать поисковые технологии, чтобы сделать Google еще более удобным», — сказал он и представил Google Assistant. Затем он продемонстрировал еще два демонстрационных ролика, в одном из которых кто-то заказывает с помощью Assistant билеты в кино, а в другом — еду. Нетрудно догадаться, что в противном случае оба действия выполнялись бы в сторонних мобильных приложениях, полностью исключив Google из процесса.

Затем Пичаи сделал самый впечатляющий анонс дня: Google Home. Поначалу это устройство, представляющее собой простую колонку без экрана, не привлекало особого внимания. Но когда Google показала проморолик, я аж выпрямился в кресле. В ролике было показано, как Home проигрывает музыку, следит за статусами авиарейсов, делает заказ в ресторане, отправляет текстовое сообщение, переводит с испанского на английский, сообщает, где находится очередная доставляемая вам посылка, отвечает на вопросы о Вселенной, зачитывает список планов из календаря, находит самые удобные маршруты в аэропорт и выключается, когда устройству говорят «до свидания».

Конечно, рекламный ролик до известной степени приукрашивал реальность, но Home уже был реальным продуктом с четкой философией разработки: все показанные действия, которые до сих пор выполняются в основном на экранах, скоро будут делаться с помощью голосовых команд. Технологии искусственного интеллекта постоянно совершенствуются, но теперь все видели первый шаг Google в том мире будущего, где голос искусственного интеллекта будет сопровождать нас во время работы, управления автомобилем и во всей повседневной жизни. Разговаривать с ним будет так же естественно, как с человеком. Это следующая итерация технологии поиска и, возможно, многого другого.

Проект Assistant оказался уникальным даже для Google. Это было сотрудничество невероятно большого числа специалистов и рабочих групп, подкрепленное искусственным интеллектом и поддержанное всей мощью коммуникационных инструментов компании. В результате получился продукт, который еще довольно значительное время сможет удерживать Google на вершине технологической пирамиды.

Источник: polit.ru