Скульптурный портрет Савонаролы

Во флорентийском музее в бывшем монастыре Сан-Марко впервые выставлен бюст знаменитого монаха Джироламо Савонаролы, выполненный вскоре после его смерти. Бюст теперь находится в той самой келье, которую занимал Савонарола, когда был настоятелем этого монастыря.

Доминиканец Джироламо Савонарола был ярким проповедником, обличавшим роскошь и разврат аристократии и погрязшую в пороке церковь. Став настоятелем монастыря Сан-Марко, он распорядился продать монастырские имения, запретил проявления роскоши и обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни. Вдохновенные проповеди Савонаролы собирали толпы слушателей. Обличая нравы высших слоев общества, Савонарола вступил в конфликт с семейством Медичи. В середине 1490-х, после изгнания из Флоренции Пьеро Медичи, Савонаррола стал влиятельным политическим деятелем и в течение нескольких лет — фактическим правителем города. По его предложению был учрежден Большой совет как высший орган власти в городе, изгнаны ростовщики и открыт заемный банк с низким процентом для помощи малоимущим. Широко известными стали «костры тщеславия», на которых в 1497 и 1498 годах сжигались конфискованные по приказу Савонаролы светские книги, картины, богатые наряды, музыкальные инструменты, игральные карты и кости. Но деятельность Савонаролы вызывала протест у флорентийской аристократии, а также у римского папы Александра VI. К концу жизни Савонарола вступил в открытую конфронтацию с папой, сжег буллу о своем отлучении от церкви и призвал созвать вселенский собор, чтобы низвергнуть папу. Александр VI пригрозил отлучить от церкви всю Флоренцию, если Савонарола не будет арестован. В конце концов Савонарола был схвачен политическими противниками, подвергнут пыткам и обвинен в ереси. 23 мая 1498 года его повесили, а затем сожгли тело на площади Синьории во Флоренции. Впоследствии папа Павел IV признал учение Савонаролы соответствующим католической церкви. В некоторых доминиканских монастырях его начали почитать как святого, а с 1998 года идет процесс его официальной беатификации.

Впоследствии Савонаролу стремились объявить своим представители самых разных религиозных и политических течений. Католики видели в его учении «последнюю лучшую надежду католической церкви перед катастрофой протестантской Реформации», тогда как протестанты считали его предшественником Мартина Лютера. Итальянские республиканцы называли его борцом с деспотизмом Медичи, а социалисты — поборником социальной справедливости и защитником бедных.

Самый известный портрет Савонаролы, на котором он изображен в профиль с низко надвинутым на лоб монашеском капюшоном, выполнен доминиканским художником Фра Бартоломео около 1498 года и хранится в музее Сан-Марко. Считается, что Фра Бартоломео начал работать над портретом вскоре после казни Савонаролы. Искусствоведы называют этот портрет «совершенным синтезом моральной строгости».

Теперь исследователям и широкой публике стало доступно еще одно изображение Савонаролы, сделанное человеком, который знал его лично, — полихромный терракотовый бюст, выполненный скульптором Фра Маттиа, он же Марко делла Роббиа (1468–1534). Он был сыном известного скульптора и керамиста Андреа делла Роббиа и горячим приверженцем Савонаролы. В 1496 году скульптор принял монашеский постриг в монастыре Сан-Марко. Во время ареста Савонаролы 8 апреля 1498 года Фра Маттиа вместе с некоторыми другими монахами даже пытался с оружием в руках освободить своего настоятеля. Вазари сообщает, что «все члены семьи делла Роббиа всегда относились с большим благоговением [к Савонароле] и изображали его так, как это и поныне можно видеть на медалях».

Бюст, который был передан в долгосрочную аренду музею Сан-Марко юристом Алессандро Кинигером, нынешним владельцем, происходит из коллекции Джованни Малфера (1882–1973), основателя Итальянского музея военной истории в Роверето. Суровое выражение лица, впалые щеки и крючковатый нос скульптурного портрета делают его похожим на картину Фра Бартоломео. Однако на бюсте впервые можно увидеть пронзительный взгляд голубых глаз Савонаролы. «Необычный фронтальный портрет, отличающийся антигероическим характером и абсолютной интимностью, кажется, предназначен для абсолютно доверенной аудитории братьев и последователей. Скульптура смоделирована с сильными и важными чертами, с закрытой головой, почти заключенной в черное монашеское одеяние, и взглядом, поглощенным суровым, но безмятежным созерцанием», — описывает скульптуру итальянское издание Portale Giovanni. Теперь этот бюст будет выставлен в келье монастыря, в которой раньше жил сам Савонарола. Там же находятся портрет работы Фра Бартоломео и рукописи некоторых проповедей Савонаролы.

«Благодаря щедрости Кинигера в Музее Сан-Марко появилось удивительное новое дополнение, которое подчеркивает присутствие харизматичного Джироламо Савонаролы, который после Беато Анджелико, несомненно, является исторической фигурой, наиболее связанной с этим местом, столь любимым флорентийцами и международной публикой. Работа не преминет поразить посетителей острой проницательностью и реализмом, с которым воспроизведены черты монаха», — говорит региональный директор музеев Тосканы Стефано Кашу.

Весной 2022 года выйдет в свет новый том серии I quaderni di San Marco, который будет посвящен научному анализу этого произведения. В книгу войду статьи Джанкарло Джентилини и Кати Чеккаччи о бюсте Савонаролы и его авторе, Лауры Пеллегрини об иконографии Савонаролы, Анны Софичи о прошлых выставках, посвященных ему, и труд ректора базилики Сан-Марко отца Джан Маттео Серры о нынешнем значении фигуры Савонаролы для доминиканского ордена.

Источник: polit.ru