«Отравления и коррупция»: чем опасна система организации питания в московских школах

Эксперты из автономной некоммерческой организация «Трансперенси Интернешнл — Россия» (признана в России иностранным агентом) провели исследование и выяснили, что система питания в московских школах крайне не прозрачна. 95% образовательных учреждений не публикуют информацию о качестве питания. Это ведет как к потребительским, так и коррупционным рискам, предупреждают авторы исследования. 

Как проводилось исследование

Эксперты из «Трансперенси Интернешнл — Россия» решили выяснить, насколько прозрачна работа системы питания обучающихся в образовательных комплексах (далее ОК — прим. ред.) Москвы. В частности то, насколько подотчетны и понятны официальные сайты школ, где собрана информация об организации питания.

В ходе исследования эксперты отобрали 58 образовательных комплексов, которые расположены в 12 административных округах Москвы. Эти школы включают от 10 до 22 корпусов (т.е. наиболее крупные). Затем они проанализировали сайты этих ОК, подведомственные столичному Департаменту образования и науки. 

Сбор и проверка данных сайтов проводился в период с 1 апреля по 30 августа 2020 года. Следовательно, наиболее актуальной информацией, доступной на сайте, считаются данные, которые были опубликованы на 2019/20 учебный год. Основной метод сбора данных — поиск информации в открытых источниках. 

Непрозрачность — основная проблема столичных образовательных комплексов

Авторы исследования уверены, что основное преимущество прозрачности данных для любой организации в сокращении разрыва между производителем и потребителем. «Прозрачность информации помогает потребителям делать более осознанный выбор, а производителю — изучать запросы потребителей и повышать качество товаров и услуг в соответствии с пожеланиями своих клиентов», — отмечают эксперты «Трансперенси Интернешнл — Россия»». 

Однако несмотря на то, что у всех школ есть собственные сайты с похожей структурой, лишь две ответили на запрос о доступе к информации. При этом предоставленная ими данные были неполными. 

В целом же наполнение сайтов школ неоднородно. Данные публикуются в разных форматах и на разных страницах, так как нет четких указаний на этот счет. Зачастую публикуется устаревшая информация. К тому же часть необходимых сведений может в принципе отсутствовать на сайте, говорится в исследовании. 

Из 58 школ лишь 28 (48,28%) опубликовали на своих сайтах приказ о созда- нии/положение о работе комиссии по питанию и список ее членов. А ведь именно этот орган должен контролировать организацию питания в школах. При этом план работы таких комиссий смогли предоставить лишь 14 (24%) школ.

Важно отметить, что хотя родители учащихся имеют право участвовать в работе комиссий, лишь 14 (24%) ОК информируют их о такой возможности и проводимых проверках. Ни на одном школьном сайте не было подробных данных, как родители могут это сделать. 

«Исследование также показало, что 95% школ не интересуются мнением учащихся и родителей о качестве питания либо не заинтересованы в публикации этой информации. На их сайтах нет опросов о качестве питания», — говорится в докладе. 

Но сложно не только получить данные о контроле за питанием учащихся. Проблема есть и с доступом к информации о финансовой деятельности образовательных организаций. Например, информацию о суммах, которые заплатили родители за школьное питание. 

По результатам исследования около 60% школ (34 из 58) разместили на сайтах копии контракта на поставку питания со всеми приложениями. А вот данные о количестве средств, поступивших от родителей на покупку школьного питания, не опубликовала ни одна образовательная организация.

Все «это приводит как к потребительским, так и коррупционным рискам: родители не знают, кто и чем кормит их детей, и как они могут повлиять на выбор поставщика. Не укрепляют родительское доверие и многочисленные случаи отравления в школьных столовы», — заключают авторы исследования. 

Иностранный опыт: как работает система школьного питания в Финляндии 

В Финляндии базовое образование обязательно с 1921 года. С 1948 года каждый финский ребенок имеет право на бесплатное ежедневное школьное питание в начальной и средней школе. 

Средства на него выделяются из общего бюджета страны на образование. Местные власти отвечают за обеспечение дошкольного и базового образования для всех жителей муниципалитета. Они же формируют бюджет на эти цели. Государство снабжает муниципалитеты деньгами через систему трансфертов. Она покрывает приблизительно 25% расчетных расходов на образование. 

При этом муниципалитеты могут сами распределять трансферты по нуждам образовательных комплексов. Питание в детских садах оплачивает не государство, а родители.

К тому же в некоторых школах есть специальные комитеты, в которые входят педагоги, учащиеся, медицинские работники и организаторы питания в этом учебном заведении. Они встречаются не реже двух раз в год и вместе решают имеющиеся проблемы

«Создание и поддержание устойчивых практик требует долгосрочного сотрудничества. Все участники должны стремиться к достижению общей цели вне зависимости от поли- тических выгод; основная государственная услуга не должна зависеть от политических изменений», — говорится в совместном докладе Министерства социального развития и Министерства образования Финляндии School Meals for All (2019). 

Российская власть продолжает хаотично пополнять списки «иностранных агентов», добавляя в них некоммерческие организации, средства массовой информации, журналистов, политиков, активистов и правозащитников. Мы вынуждены указать, что «Трансперенси Интернешнл — Россия» внесен в «реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента».

Источник: polit.ru