«Моны Лизы»

Аукционный дом Christie’s выставит на торги знаменитую копию картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» начала XVII века, известную как «Мона Лиза Хеккинга», сообщается в пресс-релизе аукционного дома. Это работа, названная в честь ее владельца Раймонда Хеккинга, который страстно отстаивал версию, что именно она является оригиналом. Торги состоятся онлайн с 11 по 18 июня. По предварительной оценке, цена картины может достичь 300 000 евро.

Картина была приобретена Раймондом Хеккингом (1866–1977) в его родном районе Ниццы у торговца антиквариатом в 1950-х годах. Затем он посвятил всю свою энергию защите своей гипотезы о том, что именно принадлежащая ему картина создана Леонардо да Винчи, а «Мона Лиза» из Лувра представляет собой копию. По его версии, экспонат Лувра подменили копией во время возвращения картины из Италии после кражи, совершенной Винченцо Перуджи 22 августа 1911 года. Несмотря на яркий полемический талант Раймонда Хеккинга, его версию не приняли искусствоведы.

«Мона Лиза Хеккинга». Фото: Christie’s

Существует несколько копий «Моны Лизы», созданных с XVII века. По некоторым предположениям, даже сам Леонардо да Винчи мог выполнить более одной версии этого портрета («Теория двух Мон Лиз»). Свидетельством в пользу этой теории считается цитата из «Трактата о живописи» 1584 года художника и теоретика искусства Джанпаоло Ломаццо. Там говорится, что «два самых красивых и важных портрета Леонардо — это Мона Лиза и Джоконда». Другим аргументом служит набросок пером и тушью, сделанный около 1505 года Рафаэлем, посетившим мастерскую Леонардо. Он содержит детали, отличающиеся от «Моны Лизы» из Лувра, в том числе выступающие колонны по бокам (они присутствуют и на ряде копий «Моны Лизы»). Обычно утверждалось, что колонны исчезли, когда холст «Джоконды» был обрезан с двух сторон. Однако в 1993 году было проведено исследование, согласно которому картина из Лувра никогда не была обрезана, позже это было подтверждено серией испытаний в 2004 году. Поэтому, предположительно, Рафаэль видел другую версию картины.

Наиболее вероятным кандидатом называют «Айзелуортскую Мону Лизу». Женщина на этом портрете выглядит моложе «Джоконды» из Лувра. Происхождение ее неясно. Картина была куплена коллекционером Хью Блейкером в Англии в 1910-е годы у частного лица, в семье предыдущего владельца она хранилась с 1780-х. Название она получила по району, где располагалась квартира Блейкера. Впоследствии картина сменила нескольких владельцев и в течение сорока лет находилась в хранилище швейцарского банка. С 1910-х годов эксперты, а также владельцы картины утверждали, что основные ее элементы — работа самого Леонардо, более ранняя версия «Моны Лизы». Вновь она была представлена публике 27 сентября 2012 года. Эксперты из Швейцарской высшей технической школы в Цюрихе подтвердили, что она написана на холсте первой половины XV века. Согласно сторонникам гипотезы об авторстве да Винчи, художник отправил заказчику — Франческо де Джокондо — именно этот портрет его жены, а картину, хранящуюся ныне в Лувре, написал позднее.

В музее Прадо находится еще одна версия «Моны Лизы», долгое время она считалась копией первой четверти XVI века, но исследование 2012 года показало, что она была создана в мастерской Леонардо кем-то из его учеников (в качестве вероятных имен называют Салаи и Франческо Мельци, Фернандо Яньеса де ла Альмедина или Эрнандо де лос Льянос), возможно, при участии самого мастера. Изучение перспективы на картинах из Лувра и Прадо позволило установить, что они были написаны с несколько разных точек зрения на объект. Это даже породило предположения, что пара картин может составлять первое стереоскопическое изображение в мире, то есть, при дихоптическом рассмотрении (картина из Прадо рассматривается левым глазом, а картина из Лувра — правым) может создавать отчетливый трехмерный вид. Такая возможность казалось правдоподобной, так как в «Трактате о живописи» Леонардо обсуждал основы стереоскопического зрения. Но исследование 2017 года продемонстрировало, что эта пара картин на самом деле не дает надежной стереоскопической глубины.

Еще одна копия известна как «Мона Лиза Вернона». Названа в честь владельца Роберта Вернона (1774–1849). Он был предпринимателем, разбогатевшим на поставках лошадей в британскую армию во время наполеоновских войн, а также меценатом и коллекционером живописи. Известно, что принадлежавшая ему «Мона Лиза» ранее находилась в собрании Лувра, тем не менее сейчас версия о ее принадлежности самому Леонардо не пользуется поддержкой, так как при исследовании ученые пришли к выводу, что она была скопирована «по квадратам» с оригинала.

В Далиджской картинной галерее на юге Лондона с 2006 года выставлена еще одна копия «Моны Лизы». Она датируется 1616 годом. Около 1790 года эту картину герцог Лидский Френсис Осборн подарил художнику Джошуа Рейнольдсу в обмен на его автопортрет. Рейнольдс считал, что это настоящая картина «Мона Лиза», а картина из Лувра — копия, но эта версия в наши дни не подтвердилась. Однако данная копия оказалась полезной тем, что была сделана, когда цвета оригинала были намного ярче, чем сейчас, и поэтому позволяет получить некоторое ощущение того, как изначально выглядела знаменитая картина.

Существует еще несколько ранних копий «Моны Лизы», например, в Художественном музее Уолтерс в Балтиморе, в частной коллекции в Санкт-Петербурге или в Сингапуре.

Источник: polit.ru

Добавить комментарий