Как Москва стала одним из лучших мегаполисов в мире по эффективности борьбы с пандемией

Центром экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ оценил, насколько эффективно власти крупнейших мировых мегаполисов борются с пандемией коронавируса. В соответствующем рейтинге Москва заняла второе место. Эксперты считают, что столь хорошие показатели — это результат сбалансированной политики городских властей. 

Как проводилось исследование? 

Эксперты из НИУ ВШЭ решили выяснить, насколько эффективно власти крупнейших мировых мегаполисов справляются с коронавирусом. Для этого они выбрали 19 крупнейших городов мира, в которых проживает около 230 млн человек. А затем составили рейтинг. Авторы исследования оценивали систему здравоохранения (50% в общем рейтинге), стабильность экономики и социальной сферы в период пандемии (30%), а также устойчивость и приоритеты городского бюджета (20%).

Расчеты показали, что наиболее эффективную экономическую политику в период и на выходе из пандемии коронавируса проводили городские власти Сингапура, Москвы и Шанхая. А теперь рассмотрим каждый показатель более детально. 

Эффективность системы здравоохранения в мегаполисах

По данным аналитиков из НИУ ВШЭ, Москва заняла 5-ю строчку по эффективности системы здравоохранения среди глобальных мегаполисов. Город отличается развитой инфраструктурой системы здравоохранения (2-е место), а также масштабной системой тестирования COVID-19 (4-е место). 

При этом власти столицы еще в 2020 году резко увеличили расходы на здравоохранение (с 279 до 400 млрд рублей). В 2021 году планируется дальнейшее увеличение расходов на эту сферу, отмечают авторы исследования. 

Несмотря на это, по этим показателям Москву обогнали мегаполисы КНР (Пекин, Шанхай), а также Лондон и Сингапур. А вот наименее эффективной показала себя система здравоохранения в Нью-Дели (21 балл), Киеве (24) и Стокгольме (36). 

Авторы исследования отмечают, что слабые показатели по здравоохранению в Нью-Дели связаны с низким уровнем развития медицинской инфраструктуры (20-е место) и высоким уровнем смертности.В Стокгольме же власти проводили относительно мягкие карантинные ограничения. В результате город столкнулся с высокой смертностью из-за коронавируса, считают эксперты ВШЭ. 

Стабильность экономики глобальных мегаполисов

По этому показателю Москва заняла 7-е место в рейтинге. Сейчас в режиме неполной занятости, который стал особенно распространен из-за пандемии, работают лишь 2% всех занятых российской столицы. С лета 2020 года их численность снизилась более чем на 10%. В Берлине же в таком режиме работает каждый 7-й житель, в Стокгольме — каждый 8-й житель.

Наиболее экономически устройчивыми оказались Сеул, Шанхай и Пекин. Их национальные экономики пострадали гораздо меньше от последствий пандемии. Последние строчик в экономическомом рейтинге заняли Сан-Франциско, Нью-Дели и Лондон. 

Авторы исследования считают, что столь низкие экономические показатели связаны с ковидными ограничениями, введенными во время 1-й и 2-й волн пандемии. Например, в США и развивающихся странах массовые увольнения дестабилизировали ситуацию на рынке труда. В Нью-Йорке в середине 2020 года без работы остался каждый шестой житель. В Нью-Дели во время третьей волны пандемии (апрель-май 2021 года) уровень безработицы достиг рекордных 25-27%.

Эффективность бюджетной системы в крупнейших городах мира

Москва заняла первое место по устойчивости бюджета среди глобальных мегаполисов. Эксперты связывают это с тем, что по сравнению с другими городами у столицы России был низкий уровень регионального долга еще до пандемии. В результате власти города смогли нарастить социальные расходы во время пандемии, не прося поддержки у федерального правительства.

Эксперты отмечают, что до пандемии долг Москвы был близок к нулю. В 2020 году столичные власти оплачивали допрасходы за счет ранее накопленных ресурсов (остатков на счетах). Это позволило оперативно доводить средства до получателей. 

При этом в 2021 году ожидается увеличение долга за счет выпуска облигаций. Верхний предел госдолга на 1 января 2022 года – 426 млрд рублей (по сравнению с фактическим долгом в 65 млрд рублей на 01.05.2021). 

При этом в ряде городов, например, Стокгольме, Пекине, Сан-Франциско и Берлине уровень долга городского бюджета превысил 150% годовых расходов уже в 2019 году. В условиях коронакризиса власти этих городов были вынуждены обращаться за финансовой поддержкой к национальным правительствам, заключают авторы исследования.

Источник: polit.ru