Исследование: как избавиться от «залипания» в соцсетях

Экономисты из Стэнфордского университета доказали, что больше четверти времени в соцсетях мы проводим по привычке. Они создали экономическую модель, которую затем экспериментально проверили. Оказалось, что даже кратковременное регулирование своего времени в соцсетях положительно влияет на человека.

Каждый, кто пользуется Facebook, хотя бы раз в жизни заходил в ленту — и тупо листал ее следующие четыре часа. Хотя сам того не хотел.

Исследователи Хант Олкотт, Мэтью Генцков и Лена Сонг в октябре 2021 года опубликовали статью «Digital Addiction» («Цифровая зависимость» — перевод редакции). Они изучили и измерили аддиктивную часть поведения пользователей социальных сетей. То есть попытались понять, как формируется и как работает зависимость от FITSBY — Facebook, Instagram, Twitter, Snapchat, Web browsers, YouTube. 

За год до публикации Генцков и Олкотт с соавторами уже занимались проблемой соцсетей. Тогда они отключили у группы людей Facebook на четыре недели. Субъективное благополучие участников эксперимента увеличилось, психологическое здоровье улучшилось, а оффлайн-активность повысилась.

В этот раз исследователи сконцентрировались на проблеме формирования цифровой зависимости и способах ее ограничения. Олкотт, Генцков и Сонг предположили, что у большинства людей есть проблемы с самоконтролем при пользовании соцсетями, и они частично осознают это.

Олкотт, Генцков и Сонг — экономисты. Их исследование этим и привлекательно — они выстраивают экономическую модель, чтобы обосновать зависимость от социальных сетей, которая, на первый взгляд, имеет психологическую природу. Затем экономическая модель оценивается через социальный эксперимент.

Эксперимент длился четыре месяца. В нем поучаствовало 2000 совершеннолетних американцев. Они прошли опрос, в котором указывали время, которое хотели бы проводить в FITSBY, свое эмоциональное состояние, уровень удовлетворения жизнью и проч. 

Аналогичные опросы проводились каждый месяц. Вопросы в формах менялись. Участники оценивали по разным шкалам, как много они пользуются смартфоном, беспокоятся ли без онлайн-общения, как оценивают качество сна и т.д. Так респонденты решали для себя, как им на самом деле комфортно пользоваться соцсетями. Фактически главная цель этих опросов — заставить человека задуматься о том, сколько он на самом деле хочет проводить времени в интернете и вывести его из автоматизма восприятия. 

На телефоны участников в самом начале эксперимента установили специальное приложение. Оно замеряло время, которое пользователи проводят в социальных сетях. Это же приложение ограничивало время, которое участники могли провести онлайн.

Участников проекта разделили на две группы. Одни получали индивидуальные ограничения в зависимости от показателей опросов. Они получали деньги за то, что меньше пользовались FITSBY. Участники из второй группы не получали денег, но могли сами регулировать лимиты на пользование онлайн-сервисами. Лимит времени вторая группа выбирала, основываясь на опросах, которые проходили все участники. Время пользования они выбирали себе на каждый следующий день. Программа, которая устанавливала лимит, не допускала обхода ограничения.

Эксперимент показал, что вне зависимости от того, платят людям за меньшее время онлайн или нет, они продолжают ограничивать себя даже после исследования. То есть искусственное ограничение выработало у людей новую привычку проводить онлайн меньше времени, как когда-то FITSBY выработали привычку, наоборот, больше сидеть в интернете. 

Авторы перевели все данные опросов и временные показатели в процентную статистику. По их расчетам до 30% времени, которое человек проводят онлайн, объясняется выработанной привычкой. В среднем после эксперимента участники стали проводить в соцсетях на 20 минут меньше, чем до эксперимента. 

Хотя в эксперименте не было стимула устанавливать ограничения, 78% участников установили обязательный лимит и продолжали пользоваться им даже после эксперимента. Большая часть респондентов искали мотивацию сократить цифровое потребление. Таким образом, гипотеза об отсутствии механизма самоконтроля в случае пользования социальными сетями подтвердилась.

Хоть цифровые технологии обеспечивают преимущества в современной жизни, они одновременно с этим могут причинять вред и вызывать привыкание. Чтобы минимизировать негативные последствия от пользования соцсетями, свое время в них надо контролировать. Олкотт, Генцков и Сонг показали, что даже кратковременное регулирование онлайн-жизни человека обретает стойкий эффект впоследствии.

Источник: polit.ru