Хорошее кино: «Триумф» — про то, как поставить спектакль на зоне

В российский прокат вышла французская картина «Триумф», признанная Европейской киноакадемией лучшей комедией 2020 года. Кирилл Сафронов рассказывает, отчего при ее просмотре русскому зрителю может стать скорее грустно, чем смешно. 

Франция, наши дни. Немолодой актер, чья карьера не задалась, устраивается в тюрьму, чтобы вести театральный кружок. До этого он зарабатывал на жизнь мастер-классами: проводил дыхательные упражнения для тимбилдинга — учил клерков шумно выдыхать, упершись руками в свои колени (так, например, регбисты заводятся перед матчем). В общем, главный герой, Этьен (Кад Мерад, который играл, например, в фильме «Хористы»), цепляется за такой нетривиальный вызов судьбы. Хотя и признается своему знакомому театральному режиссеру, что намного милей ему играть чеховских персонажей на сцене. 

Из пятисот заключенных тюрьмы к нему на занятия ходит пять человек. Они ерничают, страдают ерундой, хохмят, стесняются, но все-таки готовы с ним заниматься — потому что им скучно. После того как они более или менее успешно проводят показ басен для меценатов, Этьену приходит в голову авантюрная идея — поставить со своими подопечными пьесу Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Благо ждать за решеткой умеют, поэтому выдумывать ничего не придется, а то, что техники не хватает, так на харизме и жизненной правде выедут. Что-то освоить успеют — например, как дышать диафрагмой.

Ему начинает помогать добрая директриса тюрьмы, а всё тот же знакомый режиссер соглашается предоставить здание театра для показа. В один из понедельников, когда там ничего не происходит. Они ставят перед собой амбициозный срок — успеть всё провернуть за полгода. За это время Этьен, которого мучает развод и успех жены-актрисы, а также отсутствие внимания со стороны дочери-магистрантки, попробует полюбить театр в себе, а не себя в театре, как пошучивал Станиславский. А заодно пободаться с косной и злой системой тюремной французской бюрократии.

Для русскоязычного зрителя отдельным сюрпризом будет в фильме родная речь. Заключенный-уборщик так заинтересуется репетициями, что станет ассистентом режиссера. Зовут персонажа Бойка, а играет его Александр Медведев. Он в 1993 году эмигрировал и стал участником Парижской театральной труппы. Снимается в Америке и во Франции. А его персонаж лихо матерится и исполняет на гитаре песенки про Магадан, хоть и с акцентом. Но всё равно любопытно — как слушать французскую певицу Дину Верни, которая выдает неожиданные перлы про какой-нибудь Бодайбо. 

В целом история понятная, милая, добрая. Основанная на реальных событиях, произошедших в 1986 году с заключенными шведской тюрьмы Кумла. И, наверное, европейского зрителя действительно может поразить то, что при входе в тюрьму главному герою приходится сдавать свой мобильный телефон в камеру хранения или как охранники отбирают у новоиспеченных артистов конфеты и цветы после выступления. Но мы-то, не зарекающиеся от сумы и тюрьмы, наблюдаем за этим с печальной улыбкой. 

Я несколько раз ездил в колонии для несовершеннолетних с литературными мастер-классами. У нас даже камеры хранения нет: просто отдаешь плохо различимому лицу в решетчатом окошке и телефон, и паспорт, и наличку. А потом автоматчик проводит тебя ко входу — дверь открывают. Ты попадаешь в промежуточную зону с высоченной рабицей. Дверь закрывают. Слева и справа орут, как бешеные, собаки. Проходишь метров пять-десять, новая дверь — выход из этого «водораздела». И вот оказываешься уже совсем в другом мире. Без телефона, паспорта, денег. Один на один с чем-то совсем непонятным и страшным. Хотя с виду — обычный летний детский лагерь. «Здесь власть не советская, здесь власть соловецкая», как шутили вохровцы ГУЛАГа. Можно ли это передать словами или картинкой? Не уверен.

Конечно, это лирическое отступление. Хотя и оно имеет право на жизнь: все-таки во французском фильме действительно звучит фамилия Чехов и представлен русскоязычный персонаж — российская линия чувствуется. Хотя она в действительности куда страшнее, чем в картине «Триумф». Добром фильме с хорошими комедийными актерами. Фильме про то, что если хочешь в чем-нибудь разобраться — иди это преподавать. 

Источник: polit.ru