Хорошее кино: «Рука Бога» — драма о том, как становятся режиссерами

На Netflix вышел новый фильм Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодость», «Молодой папа»), получивший приз большого жюри на Венецианском кинофестивале и выдвинутый на «Оскар» от Италии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (он поборется, в частности, с картиной Киры Коваленко «Разжимая кулаки»). Хотя в «Руке Бога» Диего Марадоны, к сожалению, почти нет, посмотреть его всё же стоит.   

«Рукой Бога» прозвали руку Диего Марадоны — великого аргентинского футболиста. В четвертьфинале чемпионата мира 1986 года Аргентина выиграла у Англии 2:1. Оба гола аргентинцев забил Диего Марадона: первый — левым кулаком. По правилам, это делать запрещено, но судья тогда нарушения не заметил и гол засчитал. Уже после игры, в комментариях прессе, Марадона назвал это событие «рукой Бога» — так он и вошел в историю. Через четыре минуты после гола рукой он в одиночку обыграл пятерых английских игроков и забил гол, прозванный «голом столетия».

Игра проходила спустя четыре года после Фолклендской войны между Великобританией и Аргентиной, что делало ее важной в том числе и с политической точки зрения. Всё это в фильме Соррентино есть — в смысле архивных трансляций по телевизору, но не более. Название, скорее, отсылает к тому, что в русском языке фигурирует как словосочетание «перст судьбы», или то, что Борис Гребенщиков охарактеризовал как «нога судьбы». 

Неаполь, середина 1980-х. Фабьетто Скизе (Филиппо Скотти) потихоньку заканчивает школу и думает про свое будущее. Маме говорит, что хочет стать философом. Правда, признается, что не знает, что именно это значит. Живет он в большой и шумной неаполитанской семье, в которой и шутят, и страдают — до слез. Никаких полумер — юг. Море, лодки, красавица-тетя, загорающая топлес. Старший брат спрашивает Фабьетто: «Если бы у тебя был выбор: Марадона играет за «Наполи» или ты трахнешь тетю Патрицию… Что бы ты выбрал?» «Марадону», – практически не задумываясь отвечает главный герой. Потому что пока еще любит футбол больше всего в жизни, потому что Марадона — Бог, потому что он пока не знает, что значит «заниматься любовью». Вскоре очень многое в его жизни изменится — из-за нелепой случайности, злого рока, руки судьбы. 

Конечно, эту историю Паоло Соррентино рассказывает о себе. Вот что он говорит в ролике о фильме, который Netflix предлагает посмотреть после «Руки Бога»: «Здесь (в Неаполе) я прожил 37 лет. От самого рождения и до тридцати семи — солидный срок. Реальность для сюжета — лишь отправная точка. Ее надо переосмыслить. Тут, в Неаполе, умеют переосмысливать воспоминания в забавном ключе. И я этим воспользовался. Жить здесь полезно, если хочешь рассказывать истории». 

Такой «Амаркорд». Да и Федерико Феллини появляется: он устраивает прослушивание для актеров, куда главный герой отправляется вместе со своим старшим братом, подумывающим стать актером. А другой режиссер, Антонио Капуано, вообще снимает фильм и немного скандалит в театре. С ним Фабьетто поговорит о творчестве, когда больше уже будет не с кем.

В «Руке Бога» много по-настоящему смешного: пожилая вредная бабка в тридцатиградусную жару кутается в меховую шубу и посылает родню «поесть говна», седой ловелас с голосовым аппаратом (как у Венедикта Ерофеева) по несколько раз повторяет одно и то же, дворовый инвалид рисует маркером в лифте член, чтобы рассмешить соседку… Много и трогательного: обсуждения болельщиками «Наполи» действий Марадоны (например, в том, что он забил гол рукой, некоторые видят политический жест, отмщение за угнетенный аргентинский народ), болтовня и подколы на семейных загородных посиделках, да и сам город, море — видно, что они показаны с большой любовью. 

В какой-то момент в фильме происходят трагические события, которые даже немного сбивают с толку — только что всё было беззаботно и легко, а тут на тебе. Но, наверное, так оно и бывает. Фабьетто вдруг приходится взрослеть. И абонемент на все футбольные матчи, которые ему подарил папа на день рождения, уже не так важен. И даже по телевизору следить за Марадоной не хочется. А чего хочется? Да он, наверное, до конца пока сам не знает. Быть. Появиться на карте. Завоевать любовь лучших красавиц. Стать таким же крутым, как Марадона, только в своем деле. 

Когда еще они с братом сидели на трибунах во время футбольной тренировки, где Марадона забивал и забивал голы со штрафного бедному вратарю, брат спросил главного героя: «Как называется то, что делает Марадона?» «Штрафной удар?» — не понял Фабьетто. «Нет, — ответил старший брат, — настойчивость». Будем надеяться, что главному герою ее хватит. Ведь когда ты остаешься совсем один и не знаешь, что будет завтра, только твоя настойчивость и может быть той константой, которая способна тебя куда-то вывести.

Источник: polit.ru