Хорошее кино: «Последняя дуэль» — эпичный, актуальный, но не очень глубокий фильм

Новый фильм Ридли Скотта («Чужой», «Гладиатор», «Бегущий по лезвию») длится 2,5 часа. Его бюджет — $100 млн. История основана на реальных событиях. Сценарий написан по книге Эрика Джегера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции». Главные роли исполнили Мэтт Деймон, Адам Драйвер, Джоди Комер и Бен Аффлек. И все-таки фильму чего-то не хватает. 

Франция, 1386 год. Рыцарь Жан де Карруж вызывает на последнюю в истории Франции юридически санкционированную дуэль оруженосца Жака Ле Гри. Таким образом он защищает честь своей жены Маргариты, которая утверждает, что обидчик взял ее силой, когда она была в замке одна. Дело серьезное, поэтому биться они будут до смерти одного из противников. 

Прежде чем увидеть концовку дуэли, создатели фильма предлагают нам ознакомиться с сутью происходящего и рассказывают три версии событий — от вспыльчивого, простоватого и напористого Жана (Мэтт Деймон), утонченного и смелого Жака (Адам Драйвер) и молодой красавицы Маргариты (Джоди Комер). Не то чтобы такой прием — открытие для мирового кинематографа, но он по-прежнему работает. Любопытно наблюдать за нестыковками в воспоминаниях разных героев. А также за акцентами и деталями этих воспоминаний, благодаря которым хорошо видны аспекты человеческой памяти, связанные с тем, что часто человеку свойственно быть в своих воспоминаниях лучше, чем он есть.

Не так давно Жан и Жак были приятелями, сражались плечо к плечу, да и в целом друг друга поддерживали (один запомнил, как он спас жизнь другому, второй — наоборот, свой подвиг). Но дальше их пути разошлись. Жан, носитель знатной фамилии, вел свое хозяйство не очень хорошо, поэтому обеднел и озлобился. Стал ввязываться в разные авантюрные военные конфликты, чтобы подзаработать. Жак — из семьи не знатной, но сумел подружиться с сюзереном графом Пьером д’Аленсоном (Бен Аффлек) и вести разгульный образ жизни Евгения Онегина тех лет и краев. Жан же успел жениться на дочке опозорившегося графа де Тибувиля, получив от него большое приданое, включающее в себя его дорогостоящее поместье. 

И вот, значит, один шастает по всяким войнам и получает благодаря этому звание рыцаря, второй помогает навести порядок в финансовых делах своему сюзерену и получает разные подачки с барского плеча. Но дорогу им перешла женщина. До последнего непонятно, что именно произошло. 

Ключевая и главная тема фильма — насилие. Насилие имеющего власть над не имеющим. Мужчины над женщиной. Господина над вассалом. Старших над младшими. Мужа над женой. Богатого над бедным. Сильного над слабым.

А дуэль выставлена в страшном, неприглядном свете. Мол, недавние друзья друг друга дубасят до смерти, хотя у каждого своя правда — не просто какие-то фантазии, а прямо-таки убеждения. Каждый стоит на своем и будет стоять до последнего. 

И в этом смысле в фильме есть какая-то недодуманность. Если насилие — плохо, но и дуэль — тоже плохо, тогда делать-то что? Если тебе не безразлично доброе имя твоей семьи, а страной правит придурковатый Карл VI по прозвищу Безумный и защиты ждать не от кого, то как поступить? 

Видимо, авторы фильма очень уж хотели угнаться за трендами #metoo, толерантности и человеколюбия, поэтому решили и про изнасилование рассказать, и про то, что молчать нельзя, и про то, что убивать тоже нехорошо как-то. Забыли определиться — они за ветхозаветный принцип «око за око» или за новозаветную «вторую щеку». В итоге 2,5 часа морочили зрителям голову, позабыв сформулировать хоть какое-то высказывание на действительно важную и актуальную, проблемную и больную тему. 

Источник: polit.ru