Хорошее кино: «Пингвины моей мамы» — минисериал про школу жизни

Наталья Мещанинова (режиссер фильма «Комбинат «Надежда»» и сценарист «Аритмии» Бориса Хлебникова) сняла драмеди про подростка, мечтающего попасть в мир стендапа. В главной роли сын Бориса Хлебникова — Макар. 

Жизнь любого подростка — кромешный ад. Кто-то стесняется лишнего веса, кто-то — нелепых брекетов, кто-то — своих непослушных кудряшек. Когда ты слышишь за спиной дурацкий смех — уверен, что смеются над тобой. Когда пацаны забивают стрелку за школой — понятно, что умрешь именно сегодня. Ты всегда неудобный, лишний. Всегда загнан в угол. Всегда в проигрыше. 

Пятнадцатилетний москвич Гоша видит свое спасение в стендапе — в клубах круто, смешно. Пацаны в красивых кроссовках, интересные всякие девушки. Если ты на сцене, тебе аплодируют. Даже деньжат может перепасть. В общем, у Гоши вырисовывается жизненная стратегия.

Проблема в том, что ему пятнадцать и домой надо приходить вовремя, а то карманных денег лишат. Дома вообще непростая ситуация: Гоша — родной ребенок своих родителей, но еще они усыновили троих детей. И четвертого собираются.

Родители у Гоши, в принципе, неплохие. Папа (Алексей Агранович) немного вяленький, зато мама (Александра Урсуляк) командует за двоих. Они стараются применять современные педагогические подходы: договариваться о правилах, чтобы их соблюдать. Штрафуют за очевидные всей семье несоблюдения этих правил. Но когда в твоих руках власть, всегда хочется немножечко помухлевать, да? Поэтому за декларируемыми свободами и демократией в семье царит мировоззренческая путаница и — зачастую — откровенная несправедливость. 

Как и в школе. Как и везде. Только в стендап-клубе, кажется, не так. 

В советское время, когда фильмы снимали на пленку, для съемок детей и животных выдавали в семь раз больше катушек пленки, чем для съемок сцен со взрослыми артистами. Потому что, например, кот не всегда понимает поставленную режиссером задачу. Или ребенок на площадке может закапризничать, растеряться. В общем, дублей нужно значительно больше. В этом смысле за семью сериями, которые длятся примерно три часа, стоит титаническая работа. Макар Хлебников, несмотря на  дебют и юный возраст, сработал очень по-взрослому. Но практически в каждом кадре — дети: братья-сестры, одноклассники, новый маленький братик Виталик со сложной судьбой и психикой. Наверняка Наталье Мещаниновой пригодился ее опыт работы над «Школой» (там она выступала сорежиссером Валерии Гай Германики) — в игровом кино она дебютировала именно в этом проекте. 

Вообще же она ученица Марины Разбежкиной, поэтому в сериале сквозит документальная интонация. Соавтором сценария выступила Зака Абдрахманова, которой идея «Пингвинов» пришла на одной из стендап-вечеринок, когда она увидела выступление пятнадцатилетнего парня на открытом микрофоне. От волнения он растягивал свитер, но не останавливался и продолжал выступление, несмотря на молчание публики. Также соавторами сценария стали популярные комики Саша Малой, Евгений Сидоров, Михаил Кострецов и Сергей Орлов, появляющиеся в картине в роли самих себя. 

Сериал доступен на многих стриминговых платформах, и я бы сделал его просмотр обязательным для всех учителей и родителей. Часто мы отмахиваемся от другого, непонятного мира (меня стендап не очень интересует, и я переживал, что из-за этого сериал мне будет смотреть сложновато). Но стоит немного заинтересоваться, сделать шаг навстречу — и выяснится, что всё там не так тупо и шаблонно, как нам заранее представлялось. Что стендап-сцена для некоторых людей может стать местом для исповеди, проповеди, психотерапии. Единственным местом, где человек может высказаться о том, что его волнует. Главное — чтобы он правда говорил о том, что знает, а не просто эпатировал публику.

«Пингвины моей мамы» — полезное кино. Для взрослых — потому что они часто забывают, что и сами были детьми. Что и сами вели двойную жизнь, кивая и улыбаясь на кухне или за партой и отчаянно выискивая смыслы и тусовки в местах, их действительно интересующих. И для подростков (пусть на нем и стоит маркировка 18+ — видимо, из-за обилия «запиканного» мата, но запретный плод вроде как сладок) — потому что он на доступном, живом, современном языке хлопает тебя по плечу и говорит: «Чувак, не дрейфь! Ты не один такой. Смотри — бывает всё нормально!»

Источник: polit.ru