Хорошее кино: «Французский вестник» — фильм, который стоит посмотреть, не откладывая

После «Французского вестника», как после грамотно выстроенной карусели в парке, голова идет кругом. Что это было вообще? Фильм? Картинная выставка? Изощренная мультипликация? Киноспектакль? Комикс? Может быть, чудо?

Премьера нового фильма Уэса Андерсона («Бесподобный мистер Фокс», «Королевство полной луны», «Остров собак») должна была состояться на Каннском кинофестивале еще 12 мая 2020 года, но из-за пандемии фестиваль был отменен. Первый показ прошел там же, но только через год. А российские зрители ждали и того больше — аж до 18 ноября. Не зря ждали!

«Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»», или просто «Французский вестник» — комедийная драма о редакции вымышленного американского еженедельного журнала The French Dispatch of the Liberty, Kansas Evening Sun, офис которого расположен во Франции. Сценарий Уэс Андерсон писал вместе с Романом Копполой, Хьюго Гиннессом и Джейсоном Шварцманом. Источником вдохновения для Андерсона послужил журнал The New Yorker, поклонником которого он являлся еще со школьных времен. 

Итак, вымышленный французский городок Аннуи-сюр-Блазе, середина ХХ века. Умирает главный редактор «Французского вестника» Артур Ховитцер-младший (Билл Мюррей). Редакция готовит последний выпуск: в завещании Артур написал, что после его смерти журнал следует закрыть. Собственно говоря, фильм — это и есть последний выпуск журнала. 

Кино состоит из нескольких частей. Бюро «Французского вестника» — экспозиция, мы очень бегло знакомимся с ключевыми авторами издания, которые выступят рассказчиками в последующих частях. Про «Железобетонный шедевр» рассказывает Дж. К. Л. Беренсен (Тильда Суинтон), писательница и штатная сотрудница «Французского вестника». Это история про современную живопись в стенах психбольницы. Про «Поправки к манифесту» — Люсинда Кременц (Фрэнсис Макдорманд), журналистка «Французского вестника», пишущая статью о студенческих акциях протеста. Тут уже — про любовь. Про «Приватную столовую комиссара полиции» говорит Ройбак Райт (Джеффри Райт), автор очерков о еде, прототипами которого послужили писатель Джеймс Болдуин и журналист А. Дж. Либлинг. Здесь — про подвиг. Завершает историю закольцовочка про некролог главного редактора, с которого история и запустилась. 

Кажется, ничего такого. Но важно же не «что», а «как»! В этом фильме не то чтобы проходного, а даже просто «добротного» кадра ни одного нет. При желании можно абсолютно на любом месте поставить на паузу, сделать скриншот — и вот тебе замечательная заставка для рабочего стола ноутбука. Полиэкраны, игра цветного и черно-белого изображения, театральные вставки, анимационные куски… В общем, мне часто казалось, что это такой «мультфильм» — в том смысле, что просто непонятно, как Уэсу Андерсону вместе с оператором Робертом Йоменем удалось так конкретно подмять реальность под художественный замысел.

Примерно так же меня поражает маркировка «18+». Голая Леа Сейду? Так там даже не секс, она безобидно художнику позирует. Тимоти Шаламе, бунтующий против взрослых? Проскользнувшее в звуке (не в картинке!) слово «гомосексуал»? Загадка. Но ничего не поделаешь. Если вам уже исполнилось восемнадцать, то немедленно бросайте все свои дела и торопитесь в кино — посмотреть невероятную картину про то, как прожить жизнь, достойную двухчасового некролога, от которого кружится голова. 

Источник: polit.ru