Гробница императора Вэнь-ди

Большая гробница в окрестностях города Сиань на северо-западе Китая была идентифицирована как мавзолей императора Вэнь-ди из династии Западная Хань, правившего в 179–157 годах до н. э.

Согласно легенде, местом погребения императора Вэнь-ди была гора Фэнхуанцзуй (凤凰嘴 «Клюв птицы Фэнхуан») недалеко от города Сиань. Вера в это сохранялась в течение тысячи лет, о чем свидетельствуют установленные на склонах горы десять каменных плит с восхвалениями императору и его памятник, сооруженный во времена династии Цин. Однако многочисленные археологические исследования не обнаружили никаких признаков существования там древней гробницы. Гора Фэнхуанцзуй оказалась просто естественным холмом, а не императорским курганом.

Настоящее место успокоения Вэнь-ди было обнаружено в 2017 году в 2100 метрах от горы Фэнхуанцзуй во время срочных раскопок, вызванных необходимостью борьбы с расхитителями гробниц. Видимо, за два тысячелетия высота погребального кургана уменьшилась, и он не выглядел достаточно масштабным для императорского гробницы. Статус горы стал понятен, лишь когда в ходе исследования были выявлены первоначальная форма и внушительные размеры гробницы: 70 на 30 метров.

Китайские историки называют времена императора Вэнь-ди (при рождении Лю Хэн, посмертное имя Сяовэнь-ди) образцом добродетельного правления, при котором тяготы народа уменьшаются, а земледелие процветает. Его наследник Цзин-ди в своем указе так описывал заслуги отца:

«…Он открыл проезд через заставы и мосты, и далекие земли стали близкими. Он отменил наказания за злословие и наговоры, отказался от применения [тяжелых] телесных наказаний, награждал и одаривал старших и старых, заботился о сирых и одиноких, тем самым воспитывая всю массу живущих [на земле людей]. Он старался обуздать свои пристрастия и желания, не принимал подношений, не гнался за личной выгодой. [Он] не превращал в рабов семьи преступников, не казнил невиновных, [он] отменил наказание кастрацией, отпустил императорских наложниц по домам, стремясь к тому, чтобы они смогли продолжить свой род.

Хотя Мы недостаточно мудры и не в состоянии понять [его замыслы], но [считаем, что] всё осуществленное самим императором Сяо-вэнем таково, что даже правители древности не смогли этого выполнить. Его добродетели так же велики, как у Неба и Земли, его милости распространялись на всех живущих среди четырех морей, и не было никого, кто не был бы осчастливлен ими. [Его достоинства] сияют словно солнце и луна, и Мы очень боимся, что музыка в храме не соответствует его деяниям. Пусть же подготовят для храма императора Сяо-вэня танец «Прославление добродетелей», чтобы ясно раскрыть его совершенства. Мы будем рады, если в последующем заслуги и добродетели основателя нашей династии и самого почитаемого ее правителя будут записаны на бамбуке и шелке, будут передаваться в течение десятков тысяч поколений, вечно и без перерыва. Пусть первые советники, лехоу, все чиновники, получающие две тысячи даней зерна [в год], чиновники по соблюдению этикета совместно разработают такой ритуал и представят его Нам…» (перевод Р. В. Вяткина)

Времена императора Вэнь-ди и его сына Цзин-ди вошли в историю Китая как один из самых благоприятных периодов и славились стабильностью и мягкими законами («Правление Вэня и Цзина»). В это время была зафиксирована одна из самых низких налоговых ставок в истории Китая. Через два года после смерти Вэнь-ди ставка налога на имущество составляла всего 3,3 %.

Одним из важных нововведений Вэнь-ди стало учреждение в 165 г. до н. э. приема на государственную службу через экзамены. Раньше кандидатов на должности выбирали местные чиновники на основе репутации и способностей, которые не всегда оценивались объективно. Введенный Вэнь-ди экзамен стал первым примером письменного экзамена в мировой истории. Позже в VI веке в Китае сложилась постоянная система государственных экзаменов на должности (кэцзюй), просуществовавшая более тысячи лет.

Печати чиновников. Фото: Xinhua

Позднейшие авторы рисуют Вэнь-ди образцом всех конфуцианских добродетелей, в частности принципа «сяо» (почтительности к старшим). Император даже стал одним из героев популярного в средневековом Китае трактата «Двадцать четыре примера сыновней почтительности». Там рассказывалось, что, когда мать Вэнь-ди три года болела, император каждый вечер, завершив государственные дела, приходил, чтобы самому ухаживать за ней, и лично пробовал все подаваемые ей блюда и лекарства, чтобы убедиться, что они не повредят больной.

Вслед за Небом все мудрые прочат его в императоры.
Ведь гуманность и сына почтительность — истинный дар.
Он при ханьском дворе мудро служит всегда своей матери,
Каждый раз обязательно лижет целебный отвар.
(перевод М. В. Торопыгиной по японскому переложению трактата «Нидзю:сико»).

Одним из главных достоинств Вэнь-ди считали скромность. Она проявилась и в распоряжениях, которые император отдал относительно своего погребения:

«Мы слышали, что вся тьма существ, рождающихся и живущих под небом, не избегают смерти. Смерть — неизменный закон Неба и Земли и естественный конец всех существ, разве можно из-за нее сильно печалиться? В нынешние времена все в мире радуются жизни и ненавидят смерть, но они устраивают пышные похороны, доходя до разорения, соблюдают длительный траур, нанося вред своей жизни <…>.

Настоящим приказываем: всем чиновникам и народу Поднебесной, когда эдикт [о Нашей кончине] дойдет до них, оплакивать Нас три дня, после чего снять траурные одежды. Не следует запрещать женитьб сыновей и замужеств [дочерей], принесение жертв, питье вина и употребление мяса. Принимающие участие в траурной службе по государю не должны обрезать одежд. Ширина траурных повязок на голове и на поясе не должна превышать трех цуней, не следует закрывать материей колесницы и оружие. Не нужно назначать мужчин и женщин из народа плакальщиками у гроба во дворце, в царских покоях. Те, кому надлежит плакать у гроба во дворце, пусть совершают это дважды — утром и вечером, поднимая плач пятнадцать раз, а окончив этот обряд, [пусть] прекращают плач. Какие-либо иные оплакивания покойного, за исключением плача утром и вечером, надо запретить. Когда [Наше тело] опустят в землю, пусть большие траурные одежды носятся пятнадцать дней, малые траурные одежды — четырнадцать дней и тонкие траурные одежды — семь дней, после чего все траурные одежды должны быть сняты. Всё, что не предусмотрено данным эдиктом, следует осуществлять применительно к [сути] эдикта. Объявите об этом Поднебесной, чтобы все ясно знали Нашу волю. Горы и реки около усыпальницы Балин пусть останутся в прежнем виде, без каких-либо изменений. Отпустите по домам всех наложниц во дворце, от фужэнь до шаоши» (перевод Р. В. Вяткина).

Чтобы оценить степень ослабления траура, предписанную этим эдиктом, следует знать, что обычно период траура по императору длился более ста дней, и всё это время запрещались свадьбы, жертвоприношения, питье и употребление мяса. Разрешение всем категориям императорских наложниц вернуться в семьи связано с тем, что до Вэнь-ди и после него, как правило, императорские наложницы, не имеющие детей, должны были жить при гробнице императора до конца своей жизни.

Но несмотря на всю скромность Вэнь-ди его гробница была внушительным сооружением, достойным правителя. На земляных работах во время ее сооружения были задействованы 15 тысяч солдат из столичного округа и 16 тысяч солдат из окрестных уездов.

Медная деталь колесницы. Фото: Xinhua

Сейчас центральная гробница пока остается не раскопанной. Но ее окружает целый комплекс из более 110 гробниц членов семьи императора и ям для жертвоприношений. Археологи исследовали только восемь из них и уже обнаружили огромное количество артефактов династии Западная Хань, в том числе более тысячи расписных керамических фигурок, железных мечей, медных деталей колесниц, печатей правительственных чиновников, золотых украшений, захоронений животных, бронзовых колец и монет. Глиняные статуи стражников и служителей, части колесниц, оружие и печати подчеркивают, что погребальный комплекс должен был представлять собой своеобразный императорский двор в загробной жизни Вэнь-ди.

Фигурки пленников. Фото: Xinhua

Богатством погребальных приношений отличается одна из гробниц-спутников. Она принадлежит матери императора Вэнь-ди, вдовствующей императрице Бо, той самой, за которой он так преданно ухаживал во время болезни. Она умерла в 155 г. до н. э., прожив достаточно долго, чтобы увидеть, как на трон взошел ее внук Цзин-ди.

После обнаружения гробницы Вэнь-ди ученым стало известно расположение гробниц всех одиннадцати императоров династии Западная Хань, похороненных у города Сиань — бывшей столицы империи.

Источник: polit.ru