Городские путешествия. Вокзал для любителей выпить

В Калуге два старых вокзала, хотя все уверены, что он один. Первый вокзал роскошный, двухэтажный, он стоит на большой площади, и им любуются приезжие. Второй находится в 350 метрах южнее, в нем расположен Электротехнический завод, и им сегодня не любуется никто. Хотя именно он на самом деле первый, то есть его выстроили раньше.

В 1874 году был запущен очередной участок Ряжско-Вяземской железной дороги. Он связал губернский город Калугу с двумя другими губернскими городами — Вязьмой и Тулой. Тогда же появился и вокзал. «Калужские губернские ведомости» сообщали: «Высокопреосвященный окропил святою водою вокзал, рельсовый путь и первый почтовый поезд, прибывший из Вязьмы, а затем отправившийся и в Тулу. Затем приглашенным лицам предложен был роскошный завтрак от Управления железной дороги в пассажирском зале 1-го класса».

Правда, писатель Глеб Успенский возмущался окружающей антисанитарией: «Из превосходного вагона железной дороги пассажир вылезает прямо в лужу грязи, грязи непроходимой, из которой никто не придет вас вынуть, потому что машина прошла в таком месте, где отроду не было ни народу, ни дорог».

А Ряжско-Вяземскую железную дорогу он иронично называл Московско-Индийской.

В 1902 году через Калугу прошла еще одна железная дорога — Московско-Киево-Воронежская. И, соответственно, построили еще один вокзал, гораздо лучше и вместительнее первого. А старый спустя некоторое время передали железнодорожным мастерским и начальному училищу для детей железнодорожников. Именно эти мастерские с годами превратились в Электротехнический завод.

По поводу же нового вокзала калужская губернская газета ликовала: «По размерам площади и высоте комнат, назначенных быть залами для пассажиров и станционного буфета, а также по величине окон мы можем сказать с уверенностью, что в воздухе и в естественном освещении недостатка не будет».

Железнодорожный вокзал Калуга-1 в начале XX века

Новый вокзал пришелся по душе. Калужский краевед Дмитрий Малинин писал в 1912 году: «Не успел еще зритель достаточно всмотреться в живописную картину, как уже мелькают вокзальные здания, и поезд останавливается у обширного двухэтажного вокзала. Это новый Калужский вокзал, построенный в начале XX в. Прежний же небольшой вокзал лежит за путями, против нового вокзала, и теперь в нем помещается несколько отделений железнодорожного училища. Новый вокзал представляет собою большое, обширное каменное на высоком фундаменте здание, со стороны подъезда скомпонованное в трех корпусах, расположенных в известной симметрии… Вокзал очень поместителен и вполне обслуживает надобности пассажиров».

Одно не нравилось Малинину: вокзал, построенный в стиле модерн, казался ему «вычурным».

А потом началась Первая мировая война. И калужский вокзал вошел в славу среди москвичей. Дело в том, что во всей стране ввели сухой закон, но в Калуге он действовал лишь частично. Во многих местах продавалось шестнадцатиградусное вино.

«Утро России» опубликовало фельетон: «Виноградное вино это теперь в Калуге в каждом углу можно достать, но пуще всего торгует станционный буфетчик. Где тут ходить по городу, разыскивать — высадился из вагона, и ладно. Пробки хлопают вроде как град по крыше. Истомились несчастные; сподобились».

Город «отца космонавтики» Константина Циолковского был в то время знаменит более приземленными вещами.

Источник: polit.ru