Главные женщины в истории искусства

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Сьюзи Ходж «Главные женщины в истории искусства. Ключевые работы, темы, направления, достижения» (перевод Юлии Агаповой).

Эта книга рассказывает полную историю женщин в искусстве. В ней представлены работы художниц от эпохи Возрождения до наших дней. Их творчество исследуется через анализ художественных стилей, конкретных произведений, затронутых тем и особых достижений. В книге есть главы, посвященные нашим соотечественницам, среди которых — Наталья Гончарова, Любовь Попова, Зинаида Серебрякова, Мария Башкирцева, Ольга Розанова. Книга отмечает вклад женщин в развитие искусства и рассказывает о многих забытых и неизвестных художницах, чье наследие сейчас заново открывают и оценивают.

Структура книги позволяет любому читателю легко перемещаться по основным стилям, темам и достижениям художниц и знакомиться с историей развития женского искусства. В книге четыре раздела: «Стили и направления», «Произведения», «Достижения» и «Темы». Читать можно последовательно или отдельными секциями в любом порядке.

Предлагаем прочитать фрагмент раздела «Достижения».

 

Борьба за равенство

Основные имена: Лавиния Фонтана • Юдит Лейстер • Софонисба Ангвиссола • Рахель Рюйш • Наталья Гончарова • Огаста Сэведж • Сюзанна Валадон

Согласно древнегреческой мифологии, живопись изобрела девушка: она обвела контур тени своего возлюбленного на стене, прежде чем он ушел на войну. В последующие столетия некоторым женщинам удалось добиться признания, но мало кого оценивали наравне с мужчинами.

Софонисба Ангвиссола стала одной из первых художниц, завоевавших мировую славу, хотя она и не происходила из семьи живописцев, что обычно помогало женщинам войти в мир искусства. Несколько художниц из Болоньи, включая Лавинию Фонтану, также добились уважения и почти равного с мужчинами положения. Но большинству пришлось творить под вымышленными именами. Кому-то не досталось и толики признания: одни работали в тени живописцев-мужчин, других и вовсе вычеркнули из истории после смерти, заменив их подписи на картинах подписями художников-мужчин. Плаутилла Нелли (1524–1588), Юдит Лейстер, Рахель Рюйш, Наталья Гончарова и Джорджия О’Кифф — редкие художницы, кого ценили не меньше, чем их коллег-мужчин.

В конце XX века и в XXI веке многие женщины обратились к непривычным материалам и создавали новые формы искусства, благодаря чему их творчество стали рассматривать независимо от творчества мужчин.

Главное

Одна из примерно сорока художниц эпохи итальянского Возрождения Проперция деи Росси (ок. 1490–1530) была также среди первых женщин-скульпторов во времена, когда скульптура считалась прерогативой мужчин. Кроме того, она стала одной среди всего четырех женщин, упомянутых в «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари. Высеченный орнамент слева — единственная работа деи Росси с подтвержденным авторством. Этот рельеф украшает собор Сан-Петронио в Болонье.

 

Иосиф и жена Потифара.
Проперция деи Росси. Ок. 1520.
Мрамор. 54,5 × 59 см. Музей Сан-Петронио, Болонья, Италия

Борьба с объективацией женщины

Основные имена: Артемизия Джентилески • Софонисба Ангвиссола • Элизабетта Сирани • Эмили Карр • Леонора Каррингтон • Джуди Чикаго • Марина Абрамович • Дженни Савиль

Guerrilla Girls («Партизанки») впервые заявили о себе в 1985 году. Они защищали не только художниц, но и всех женщин, имеющих отношение к искусству, включая тех, кто управлял музеями и покупал предметы искусства. Среди них Лилли Блисс (1864–1931), Мэри Куинн Салливан (1877–1939) и Эбби Олдрич Рокфеллер (1874–1948), которая в 1929 году стала сооснователем нью-йоркского Музея современного искусства.

Guerrilla Girls наделали много шума своим сатирическим плакатом «Должны ли женщины обнажаться, чтобы попасть в Метрополитен-музей?» 1989 года. Однако у них были предшественницы: на протяжении всей истории немало художниц стремились уничтожить привычку мужчин объективировать женщину. Артемизия Джентилески, например, в 1610 году интерпретировала известный барочный сюжет «Сусанна и старцы» в манере, противоречащей традиционной версии художников-мужчин.

Сусанна в глазах Джентилески лишена идеализации, она чувствует себя неуютно под взглядами двух мужчин, заставших ее во время купания. Многие другие художницы (в том числе Элизабетта Сирани, Эмили Карр, Леонора Каррингтон, Барбара Крюгер и Дженни Савиль) создали сильные визуальные образы, которые отвергают идею восприятия женщины как объекта и помогают пересмотреть общепринятые взгляды.

Главное

Столетиями предметы искусства оценивались по мужским стандартам. Услышать, что работа «сделана по-мужски», означало получить комплимент. Женщин, стремившихся найти себя в творчестве, называли неженственными (что считалось оскорблением). Несмотря на это, Софонисба Ангвиссола стала знаменитой, а всё ее творчество отрицало идею изображения женщины как объекта.

 

Портрет дамы.
Софонисба Ангвиссола. Ок. 1540–1626.
Бумага, пастель. 18,4 × 12,4 см. Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды

Натюрморт с накрытым столом

Основные имена: Клара Петерс

Первые натюрморты появились в Голландской республике в XVI веке — возможно, как реакция на обретение независимости от Испании и наступившее благополучие.

Английский термин still life («натюрморт») восходит к голландскому stilleven и означает живописную композицию, состоящую из таких предметов, как цветы, еда, морские раковины, посуда и столовые приборы. Многие ранние натюрморты содержали дорогие или редкие вещи, а другие отражали идеалы протестантизма, лишний раз подчеркивая независимость Голландской республики от католической Испании. Такие полотна транслировали христианскую мысль о быстротечности жизни и назывались ванитас (похожий мотив — memento mori, лат. «помни о смерти»).

Клара Петерс обучалась живописи в исконных традициях фламандского барокко, которое подвергалось влиянию итальянского барокко и оформилось до начала периода, названного позже золотым веком голландской живописи. Бо́льшую часть своей творческой жизни она провела в Голландской республике и считается первой признанной представительницей упомянутого стиля. Создание натюрмортов не требует знания анатомии, поэтому для женщины это был весьма практичный выбор.

После 1620 года Петерс запечатлевала простую пищу вроде сыра и хлеба и незамысловатую посуду, например деревянные тарелки. Это были первые ontbijtjes (букв. «натюрморты-завтраки»), ставшие исключительно популярными.

Главное

Влияние, которое оказывали на Клару Петерс голландские и фламандские художники, просматривается в теме ее творчества, в довольно скромной палитре, низкой точке обзора, композициях с небольшим числом объектов и натюрмортах с накрытым столом, где присутствуют обыденные предметы и простая пища. Наглядный пример — «Натюрморт с рыбой, устрицами и креветками» с изображением скромных продуктов местного производства.

 

Натюрморт с рыбой, устрицами и креветками.
Клара Петерс. 1612–1615.
Дерево, масло. 25 × 34,8 см. Рейксмюсеум, Амстердам,Нидерланды

Академия искусств рисунка

Основные имена: Артемизия Джентилески • Ангелика Кауфман

Следуя замыслу Джорджо Вазари, в январе 1563 года Козимо I Медичи, герцог Флорентийский (1519–1574), основал Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno (Академию и братство искусств рисунка).

Академия выполняла функции гильдии: защищала своих членов, улучшала стандарты и условия работы, а также статус художников во Флоренции и ее окрестностях. Позже ее название сократилось до Академии искусств рисунка. Организация многие годы получала поддержку от могущественной семьи Медичи. Однако в нее принимали исключительно мужчин — до 1616 года, когда Артемизия Джентилески стала в ее рядах первой женщиной. Позже в том же веке в академию поступили еще три женщины — Роза Мария Сеттерни, Катерина Анджола Корси Пьероцци и Коломба Аграни. О них неизвестно практически ничего, даже годы жизни. В целом на протяжении столетий женщине практически невозможно было стать членом академии. В 1762-м академия приняла жительницу Милана — английскую художницу швейцарского происхождения Ангелику Кауфман. К тому времени программа, ранее ограниченная рисованием, расширилась и стала включать в себя масляную живопись

Главное

Артемизия Джентилески — первая женщина, принятая в академию. Это случилось, когда ей было 23 года, что говорит больше о ее репутации художника, чем о широте взглядов самого заведения. Через пять лет художница переехала в Рим. Тот факт, что ей удалось стать членом академии, нисколько не облегчил поступление другим женщинам. Джентилески воспринимали как остроумную, непохожую на других женщину со способностями мужчины.

 

Эсфирь перед Артаксерксом.
Артемизия Джентилески. 1628–1630.
Холст, масло. 208 × 274 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Независимость

Основные имена: Пропеция деи Росси • Джорджия О’Кифф • Леонора Каррингтон • Агнес Мартин • Мира Шендель

На протяжении столетий, поскольку традиционно мужчины содержали семью, уровень свободы жен и дочерей определялся их мужьями и отцами. До XX века мало кому из женщин удавалось получить хоть толику автономности.

Проперция деи Росси стала редкой художницей, обретшей независимость. Современники называли ее «талантливой, ветреной и неукротимой». Она одна из первых женщин-скульпторов Возрождения — времени, когда скульптура считалась прерогативой мужчин, поскольку требовала физической силы и выносливости. Деи Росси заработала репутацию еще в начале творческого пути, создавая скульптурные миниатюры из персиковых и вишневых косточек. Ее работы вызывали зависть у коллег-мужчин.

Лавинию Фонтану, несмотря на ее статус жены и матери 11 детей, уже в 25 лет признали одной из выдающихся портретисток Болоньи. В 1603-м папа Климент VIII пригласил ее в Рим, где художница работала независимо ото всех. Чем больше портретов и алтарных картин она писала, тем крепче утверждалась ее репутация. В XX веке свое право на независимость отстояли еще несколько художниц, в том числе Джорджия О’Кифф и Леонора Каррингтон, однако с 1960-х, когда идея равенства полов и феминистские движения окрепли, оно было наконец признано за всеми женщинами в искусстве.

Главное

Из-за обретения независимости в Голландской республике по-новому воспринимали женщин, и отношение к ним изменилось. В этом государстве стать самостоятельными художницам было несколько проще, чем во многих других частях Европы. В 1633 году Юдит Лейстер получила членство в харлемской Гильдии святого Луки. Это дало ей автономность, позволило открыть собственную мастерскую и взять учеников.

 

Серенада.
Юдит Лейстер. 1629.
Дерево, масло. 45,5 × 35 см. Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды

Источник: polit.ru