Дизайн оптических иллюзий. От теории к практике

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу «Дизайн оптических иллюзий. От теории к практике» (перевод Владимира Измайлова).

Оптическая иллюзия развивалась веками и превратилась из естественного феномена в особую сферу искусства. При помощи иллюзий мастера Средневековья создавали знаменитые картины и строили величественные дворцы. Многие художники и дизайнеры пытались разжечь иллюзиями свое воображение, бросали через них вызов своему зрению — и делали невозможное возможным… В наши дни благодаря технологиям и опыту прошлых лет оптическая иллюзия обрела неимоверную популярность. Книга, созданная при участии знаменитого итальянского мастера стритарта Тони Куболиквидо, знакомит с основными принципами создания оптических иллюзий и станет отличным стартом для всех, кто желает приобщиться к этой бесконечно интересной теме.

Предлагаем прочитать фрагмент главы, посвященной истории оптических иллюзий.

 

Истоки

В древности наши предки обнаружили, что палочка как будто сгибается, если наполовину погрузить ее в воду, что если долго смотреть на источник яркого света, то появятся ореолы и что стремительное перемещение объектов заставляет воспринимать их формы размытыми. В те далекие времена люди не могли этого объяснить — и зрительные иллюзии царили только в природе.

Древняя Греция

Только в V столетии до н. э. началось изучение феномена зрительной иллюзии и были предприняты попытки его объяснить. Философы выдвинули две гипотезы. Древнегреческий мудрец Эпихарм полагал, что человеческие чувства не способны верно внимать и всё в них «вкривь и вкось». Ему приписывают такие слова: «Разум видит и слышит. Всё остальное слепо и глухо». По мысли Эпихарма, даже если разум всё ясно осознает, органы чувств обманывают и преподносят ему зрительную иллюзию. Другой древнегреческий философ, Протагор, придерживался иного мнения: нас обманывает мир, а не наши чувства. Протагор говорил: «Человек не что иное, как множество ощущений».

Споры продолжались. В них вступил еще один философ, страстно увлеченный зрительными иллюзиями, — Платон. Он полагал, что истоки обмана коренятся и в разуме, и в чувствах и что глаза и разум должны действовать совместно, чтобы создать такую иллюзию.

Аристотель, живший в середине IV в. до н. э., утверждал, что Эпихарм и Протагор были и правы, и неправы. По Аристотелю, доверять чувствам можно, но их легко обмануть. Например, в жаркий день у дороги легко увидеть, как поднимаются волны горячего воздуха. Ваши чувства правы — волны есть, и вы их видите. Но если посмотреть сквозь эти волны на дерево, то вам покажется, что и оно колеблется, а это уже не так.

Знания о зрительной иллюзии накапливались, художники начали применять ее в архитектуре и живописи, и появилось множество выдающихся творцов и прекрасных произведений. Самыми прославленными примерами стали архитектура древнегреческого Парфенона и разнообразнейшие средневековые картины, основанные на перспективе и иллюзиях.

 

Парфенон. Афины, Греция
Построен в 447–438 гг. до н. э.

 

Архитектор устранил различие в размерах верха и низа колонн при помощи параллельных выступов: благодаря им казалось, что эти размеры одинаковы.

 

XV в.
Мелоццо да Форли. Фрески в итальянском Лорето
Ракурс построен снизу вверх

 

Пьетро Перуджино. Фреска в Сикстинской капелле
Перспектива

 

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
Адаптированная линейная перспектива

Средневековье и Новое время

С развитием психологии и физики зрительную иллюзию поняли более глубоко и полно. В XIX в. физиолог и естествоиспытатель Иоганнес Петер Мюллер (1801–1858) и немецкий школьный учитель Иоганн Йозеф Оппель (1815–1894) проводили различные исследования, посвященные восприятию зрительных иллюзий. Их статьи возродили интерес общества к феномену.

 

Иоганнес Петер Мюллер утверждал, что в основе восприятия лежит «специфическая энергия» органов чувств. Он говорил, что ощущение зависит не от стимула, а от конкретных нервов, реагирующих на него: так, любое механическое воздействие на сетчатку и зрительный нерв неизменно производит ощущение световых вспышек. Именно он первым назвал искажения зрительными иллюзиями.

В 1854 г. Иоганн Йозеф Оппель утверждал: если иллюзия обладает свойствами, относимыми к сфере геометрии, то такая иллюзия — геометрически-оптическая. А значит, зрительные иллюзии можно распределить по категориям — на основе сути различий между объектами и результатами перцепции. Например, эти различия могут включать в себя разницу в яркости, цвете, расположении, размере, ориентации и глубине.

Исследования Мюллера и Оппеля сыграли значимую роль в изучении природы зрительных, или оптических, иллюзий.

Геометрически-оптические иллюзии

 

Иллюзия Поггендорфа
Черная и красная линии скрыты серым прямоугольником. Продолжением черной линии кажется не красная, а синяя; причем на второй картинке показано, что это не так. Но нижняя часть линии будто сдвигается.

 

Иллюзия Цёлльнера
Параллельные черные линии, идущие рядами по диагонали, пересекаются короткими повторяющимися отрезками — то горизонтальными, то вертикальными, и создается иллюзия того, что черные линии не параллельны.

 

Полосы Маха
Полосы Маха — оптические иллюзии, наблюдаемые на изображении, состоящем из различных оттенков серого. Человеческий глаз воспринимает две узких серых полосы с разными градиентами яркости на каждой границе. На самом деле их нет — но они видны и усиливают контраст между областями.

Впоследствии Герман фон Гельмгольц (1821–1894), физик из Германии, выдвинул идею когнитивной иллюзии. Он согласился с Протагором: наши предположения о мире — иными словами, те предпосылки, на основе которых мозг и глаза делают неосознанные заключения, — и порождают когнитивную иллюзию. Лучший пример — «иллюзия стены кафе». Черные и белые элементы пересекаются, нарушая параллельность линий, и нам кажется, что линии изгибаются.

 

Герман фон Гельмгольц

 

«Иллюзия стены кафе»: горизонтальные линии параллельны, хотя кажется, что линии между квадратами сходятся под углом.

В 1915 г. иллюстратор Уильям Или Хилл соединил в зарисовке образы молодой женщины и старухи — очередной идеальный пример зрительной иллюзии. Одни видели старуху, другие — молодую даму, и всё из-за различий в индивидуальном восприятии. Если внимательно посмотреть на рисунок, видно, что разные образы искусно слиты воедино.

 

Уильям Или Хилл. Мои жена и теща
Зарисовка в журнале Puck

Подобный принцип построения иллюзии за последние несколько столетий широко распространился во многих областях искусства.

Источник: polit.ru

Добавить комментарий