В этой рубрике мы просим интересных людей рассказать о том, какие сериалы и фильмы они смотрят. На этой неделе — моушн-дизайнер Пётр Паньковский. Пётр работал над такими фильмами и сериалами как «Вий», «Чикатилло», «Вторжение», «Тайна печати дракона».
Я выбрал несколько фильмов, которые так или иначе впечатлили и не на слуху.
Фильм Орсона Уэллса — «Печать зла» (1958). В городке на американо-мексиканской границе процветают наркоторговля, убийства, грабежи, изнасилования. Все либо уже помечены печатью зла, либо балансируют на грани между светом и тьмой. В общем, нуар. Говорят — последний классический нуар.
Сам Орсон Уэллс — хромой детектив, подтасовывающий улики. Не красавчик из Гражданина Кейна, а обрюзгший, неприятный сластена-алкоголик. По выражению Марлен Дитрих, играющей внезапно черноволосую гадалку и владелицу увеселительного заведения, «хороший сыщик, но плохой коп». Ему противостоит Чарльз Хестон в роли мексиканского полицейского идеалиста законника Варгаса. Но и его, понятно, начнет затягивать зло.
Здесь обалденная операторская работа. Фильм открывается более чем трехминутной непрерывной сценой без склеек, начинающейся с рук, закладывающих в багажник бомбу, продолжающейся проездом через ночную улицу, ловко выхватывая персонажей, и заканчивающейся взрывом. И далее на протяжении всего фильма работа оператора с камерой, светом, тенью не перестает удивлять и восхищать. Сейчас так не снимают. Подробности сюжет я толком не помню, но по-моему, в нем важнее атмосфера и некоторые сцены и ходы, они впечатались в память ярко и мощно. Всем любителям мрачных детективов обязателен к просмотру.
Из относительно свежего недавно посмотрел «Простите за беспокойство» 2018 года. Дебют убежденного социалиста Бутса Райли, черная (и жанрово, и расово) сатирическая комедия, критикующая капитализм. В альтернативном сюрном мире неустроенный паренек Кассиус в поисках копейки устраивается телемаркетером и вдруг обнаруживает в себе талант говорить «белым голосом», что открывает ему дорогу на верхние этажи корпорации в элитный клуб продаванов с большими заработками, торгующих рабским трудом. А также сталкивает с бывшими «нижними» коллегами и друзьями, бастующими против несправедливости, и с девушкой, занимающейся радикальным искусством. Первая часть фильма довольно традиционна, но чем дальше тем более сумасшедшие повороты сюжета и образы объектов критики.
Фильм по моему описанию может показаться тяжеловесным социально-политическим высказыванием с серьезными лицами, но, на самом деле льется легко, забавно и увлекательно. Очень яркая необычная картинка и музыка. При всем абсурде происходящего во второй половине картины, все аналогии с нашим миром понятны и прозрачны. Фильм имеет неровности и недостатки, но запоминается и выделяется, а если вспомнить что это дебют — вообще не к чему придраться.
Еще мне очень нравится фильм Пола Томаса Андерсона «Любовь сбивающая с ног». По жанру он, наверное, ближе всего к романтической комедии, но все же это Андерсон и фильм изобретательнее, шире классических представителей жанра. В первую очередь удивляет игра Адама Сэндлера в главной роли. Не стоит пугаться его присутствию в фильме. Не то что я сноб — сладкий бубалех Зохана навсегда в моем сердце, но знаю — многих Сэндлер отталкивает. Здесь он совершенно в другом обличии, и его прошлые роли совершенно не мешают восприятию.
Тут он играет роль владельца небольшого бизнеса по продаже вантузов — Барри Игана. Барри обладает кучей комплексов, внезапными вспышками ярости и семью сестрами, которые видимо невольно и привели его в это печальное состояние. В начале картины он находит на дороге маленькое пианино, обнаруживает в рекламной акции пудинга лазейку, воспользовавшись которой можно получить бесконечные авиамили. Звонит в секс по телефону, что влечет за собой шантаж от Филипа Сеймура Хоффмана в роли вымогателя продавца матрасов и его подручных братьев-коллекторов. Ну и встречает любовь, которая дает необходимую ему встряску, преображение и силы, чтобы сбить с ног противников.
Фильм нестандартный, легкий, тонкий, смешной, трогательный. Классный эмбиентный саундтрек в нужных местах здорово подчеркивает внутреннее напряжение героя, классный сюжет, классные персонажи, классное все. Десять из десяти.
Недавно познакомился с датским режиссером Андерсом Томасом Йенсенем. Выбрал криминальную комедию «Мерцающие огни». Это что-то типа «Джентльменов удачи», только реалистично, задумчиво и местами жестоко. Из известных артистов — Мадс Миккельсен, который как я понимаю, входит в постоянный состав актеров, задействованных во всех фильмах этого режиссера.
Бандит Торкильд получает на день рождения калаш, тут на него накатывает кризис среднего возраста, желание построить домик и жить без всей этой бандитской романтики. Прикарманив деньги местного авторитета Эскимоса, вместе с тремя напарниками едет скрываться в Барселону. Но не доехав до границы, в лесу у них ломается авто, к тому же один из товарищей ранен и дальше двигаться невозможно. Банде приходится схорониться в ближайшем пустом доме на отшибе, который Торкильд почти сразу купит, решив что это и есть тот самый покой, и неплохо бы здесь открыть ресторан. Но этот план не нравится подельникам. Там они познакомятся с местным врачом-алкашом, и охотником, который всегда хотел кого-нибудь убить.
Как и в других фильмах, что я видел у этого режиссера, герои поначалу отталкивающие, но постепенно меняются и раскрываются в частности через флешбэки из детства. К концу фильма невозможно не полюбить персонажей.
В фильме есть жестокие сцены, но отстраненная задумчивая манера повествования делает эти моменты обоснованными. Юмор своеобразный и, подозреваю, вне датского контекста многие шутки проходят мимо. Горячо рекомендую, как и другие фильмы этого режиссера. Необычно одновременно жестокие и трогательные.
Усиливая артхаусный накал, рискну порекомендовать научно-фантастическую фантазию Вернера Херцога «Далекая синяя высь». Абсолютно случайно наткнулся на него в подборке фантастических фильмов. Брэд Дурифф в роли пришельца из другой галактики рассказывает бредовую альтернативную историю Земли, которая подкрепляется документальными кадрами полета первых самолетов, подводного мира под вечным льдом, который выдают за замороженное небо другой планеты. Режиссер выхватывает подходящие куски из интервью ученых, теорий, истории и плетет невероятную космическую одиссею про путешествия через временные тоннели. И это местами смешно, а в целом захватывающе, завораживающе и поэтично. Очень необычный киноопыт, но попробовать стоит. Либо сразу не понравится и время не потеряете, либо загипнотизирует и не пожалеете.
Ну и давайте из нашего кино возьмем комедию Бориса Хлебникова «Свободное плавание». Главный герой — молодой парень Лёня (Александр Яценко), живет в небольшом провинциальном городе, где очень мало возможностей для самореализации. Внезапно завод, на котором он работает, закрывают и он отправляется в свободное плавание. Ходит на биржу труда, пробует разные работы, выпивает, ходит на дискотеку. В общем, это неспешное размеренное бытописание глубинки и история про поиски пути и скитания маленького человека.
Думаю, фильм, как и жизнь в подобном месте, может многим показаться скучным и затянутым. Но все же в нем много хорошо подмеченных деталей, характеров, забавных ситуаций. Юмор спокойный и не нарочитый. Но есть и невероятно смешные моменты вроде пантомимы ремонтников дороги с летающим пакетом.
Ну, и подкупает любовь автора к людям и их жизни в разных проявлениях, которые у другого режиссера скорее всего рассматривались бы свысока и преподносились отталкивающе.
Источник: