Что почитать: рекомендует политолог Артем Земцов

Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе Артем Земцов — политолог, сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ.

Сейчас читаю по работе в основном узкоспециальные статьи по теории модернизации, но я бы выделил ряд книг, которые были бы интересны более широкому кругу читателей. Останавливаюсь на тех книгах, которые вышли недавно, и что сам прочел в последние месяцы.

Первая книга, на которую стоит обратить внимание, — «Эпидемия безбрачия среди русских крестьянок: Спасовки в XVIII—XIX веках» Джона Бушнелла. Это исследование американского историка, основанное на уникальных эмпирических данных. Текст об устройстве повседневной жизни, пожалуй, одной из самых незащищенных социальных групп Российской империи – крестьянок 15-30 лет. В общем-то, они имели полурабский социальный статус.

Редчайшее исследование о брачных практиках русских крестьянок-старообрядцев, как именно им удавалось обходить одновременно дворян, насильственно загоняющих их в брачные отношения, семью, общину, православную церковь, государство. Через призму брачного поведении крестьян-старообрядцев яснее видишь политэкономию Российской империи.

Вторая — «Против зерна. Глубинная история древнейших государств» Джеймса Скотта. Это новое революционное исследование антрополога, историка, которого мы знаем по книгам «Искусство быть неподвластным…» и «Благими намерениями государства», переведенным в России. Отталкиваясь от новейших археологических и исторических данных, антрополог исследует появление первых протогосударств.

Мы привыкли думать, что соединение процессов одомашнивания (стихий, животные, растений) и оседлости как бы органично приводят к созданию первых государств. Это не так. Почему-то эти процессы тысячелетиями не проводили к зарождению государства. Люди всячески его избегали из-за уязвимости этого института, несвободы, налогов, бедности, болезней, которые государство с собой несло. Оно возникало не в самых выгодных местах для жизни, а там, где можно было выращивать зерновые культуры – по целому ряду причин – сбор, хранение, продажа и т.д. – этот ресурс был более удобен для первых государств. Жизнь внутри государства и новый сельскохозяйственный уклад постепенно одомашнили и самого человека.

Как ни странно, но жизнь за пределами государства была более выгодной и безопасной. Скотт пишет о том, что государство сыграло значительно меньшую роль, чем мы привыкли думать. Как доминирующая политическая форма оно существует всего лишь около 0,2% истории человеческой цивилизации. Антрополог также указывает, что «первые государства и империи обычно жили в тени своих «варваров-близнецов», когда те погибали».

Третья интересная книга — «Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя» (сборник статей под редакцией Кирилла Рогова). Она посвящена событиям 1989 года – началу так называемого демократического транзита в Восточной Европе и постепенному крушению Советского Союза.

Кирилл Рогов собрал убойный состав российских и зарубежных политологов, социологов, философов и экономистов, которые пытаются переосмыслить, что же это было, ключевые ожидания, успехи и неудачи эпохи «1989-года». Что произошло со странами-участницами этого демократического транзита, причины и факторы этих преобразований, какие из них получились, а какие – нет, почему и что это знание дает нам для понимания современного политического порядка в России и текущего кризиса модели либеральной демократии.

Также не могу не упомянуть книгу Сержа Одье «Теория республики». Это прекрасное обзорное исследование о политической философии республиканизма – для всех тех, кто устал от относительно понятного либерализма, либертарианства, всевозможной социал-демократии.

Республиканизм – старейшая политическая философия, в последние несколько десятилетий он снова становится все более влиятельным, в том числе в России, стране, в которой республиканские идеи, возможно, сильнее либеральных, ими вдохновлялись, например, декабристы, русские писатели и поэты. В этом тексте французский философ отвечает, как этот набор идей из античности может позволить решить современные проблемы мультикультурализма, экологии и даже Ваши частные вопросы – «куда себя деть», «а туда ли я вообще иду» и пр. Если Вам не могут помочь психологи, коучи и всевозможные опекуны и советчики – попробуйте республиканизм.

И напоследок: стоит обратить внимание на книгу «Свет обманувшей надежды. Почему Запад проигрывает борьбу за демократию» политологов Ивана Крастева и Стивена Холмса о кризисе современной модели либеральной демократии. Они пытаются объяснить, почему эту модель все чаще срывается с петель. Крайне любопытный взгляд на политические и экономические события после 1989 года и торжество демократии, с одной стороны, болгарина Крастева, критически описывающего этот политический порядок с Востока от бывшей Берлинской стены и, с другой, американца Холмса, находящегося на ее западной стороне.

В отличие от других политологов, считающих, что кризис демократии связан с экономической стагнацией, проблемами миграционной политики, партийных систем и политической репрезентации и другими причинами, Крастев и Холмс, считают самым значимым фактором – идею, заложенную в основание либеральной демократии, конструирование безальтернативности либеральной демократии, когда она становится единственным моральным императивом, к которому многие стремятся. Но все чаще имитируют это стремление. Постоянная имитация, симулирование ради извлечения практических выгод, тем не менее, может порождать глубокий ресентимент и отторжение базовых идей и практик либеральной демократии и появление в конечном счете запроса на недемократические режимы.

Источник: polit.ru