Что почитать: рекомендует филолог Марина Алексеева

Каждую неделю в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе — Марина Алексеева, филолог, поэт и прозаик, лауреат литературных конкурсов «Мцыри» (2004), «Часовые памяти» (2007), «Витебский листопад» (2017), «Большой финал» (2017), «Русский Stil» (2019) — в номинации «Поэзия»; «Русский Гофман» (2018), «ДИАС» (2019), «Крымское приключение» (2019, в номинации «Проза»).

Федор Достоевский «Братья Карамазовы»

Прочитав в подростковом возрасте эту книгу, люблю ее всю жизнь. И потому что в свое время она для меня стала великим утешением, и потому, что я думаю, что в ней заключена сама суть русского характера — загадка, над которой Достоевский бился всю жизнь.

Четыре брата — четыре пути — душа, ум, смерть и вера. Так или иначе, в том или ином возрасте ты оказываешься в роли каждого из них и задаешься их вопросами — «Зачем живет такой человек?», «Что стоит слеза ребенка?», «Россия или остроумие?» и «Что делать, если однажды вам невмоготу стало есть, пить и ездить на охоту?». И в этой книге есть все ответы.

Любимый роман я перечитываю примерно раз в десять лет, и каждый раз он будто объясняет то, что происходит именно сейчас. Не знаю, как Федору Михайловичу это удалось, но он это действительно сделал — он понял про нас все. И оставил рецепт, как лечиться.

Глупо, наверное, хвалить художественные достоинства всеми признанного шедевра, но «Братьев Карамазовых» я еще люблю и за то, что это, наверное, самый захватывающий и живой роман. Не меланхоличный «Идиот» и не депрессивные «Бесы».

В общем — тут есть моменты и смешные. А герои живые, противоречивые и страстные настолько, что всю жизнь я смотрю кино в собственной голове. Откладываю книгу — начинается внутренний фильм.

Кстати, в последние годы нашла идеальную исполнительницу на роль Грушеньки. По-моему, это Юлия Снигирь. Если бы ее сняли в этой роли, вот было бы здорово.

Валерий Былинский «Июльское утро»

Эта повесть называется «Июльское утро», а вообще она входит в состав книги «Риф», где есть еще и рассказы автора, тоже кстати замечательные.

Вообще Валерий Былинский, на мой взгляд, один из самых сильных современных авторов — и потому, что отвечает современным запросам, и потому что очень связан с традициями, с литературой прошлого, с тем же Достоевским. А еще в его прозе очень много поэзии — она в языке, конечно.

Язык писателя Былинского — это прямо что-то гипнотическое для меня. Такая вода — прозрачная, ледяная, трезвящая, сквозь толщу которой видно дно, а на нем — риф.

Так примерно воспринимаю эту книгу. Она, кстати, получила премию «Ясная поляна» в 2015 году.

«Июльское утро» — это история двух братьев, их отношений, дружбы и вражды, и любви тоже, конечно. Но в том и талант писателя, что он видит глубже и выше, и может помочь увидеть и нам.

Что касается «Июльского утра», я думаю, оно зайдет всем, кому плюс-минус 40. И потому что это про 1990-е, и потому, что, несмотря на то, что повесть вполне реалистична, есть в ней что-то фантазийное, на уровне ощущения, может быть, как раз свойственного именно нам — детям девяностых, которым от реальности слишком часто приходилось прятаться в какие-то собственные фантазии, и многие из них вообще не вернулись.

Ну а в смысле фантазии эта книга вообще как ковер-самолет: носит по временам, по мирам, по внутренним мирам героев тоже. Из 1980-х в 2000-е, из отчаяния в безмятежность. А порой так заносит, что даже Бога чуточку видно — но не будем спойлерить.

Ну и в июльское утро доставит, конечно, всех, кому туда надо — тех, кто что-то важное забыл в безмятежности детства, в том утреннем летнем луче, где вальсировали пылинки.

Терри Пратчетт. Цикл книг про Тиффани Болен: «Маленький свободный народец», «Шляпа, полная неба», «Господин Зима», «Платье цвета полуночи», «Пастушья корона»

Читали с детьми по вечерам, и рекомендую всем родителям, потому что зачиталась сама. Ну а дети подсели на чтение именно после этого.

Приключения юной ведьмы Тиффани Болен, которая в процессе книги взрослеет, мудреет, преодолевает и помогает. Кстати, в образе героини нехило прокачана тема внутренних границ.

Классная сказка, вполне взрослая, умная, без сюсюканья и без противного авторского снобизма, которая и взрослому человеку подскажет немало правильных установок, почему-то упущенных в детстве.

Ну и фигли, конечно, наши кумиры!

Это тот самый «маленький свободный народец», который помогает главной героине на протяжении всего цикла, не забывая при этом драться бухать и ругаться почти что матом — для народца автор придумал свой, ну просто уморительный язык. Мы теперь дома так разговариваем, особенно, когда надо поругаться — очень пригодилось.

В целом книгу могу назвать терапевтической — очень снижает пафос и напряженное отношение к жизни. Много смеха, много выходов, много, не смотря на жанр, истинно-человечного.

А это при нашей действительности бесценно.

Источник: polit.ru