Абьюз до гроба. «Всё прошло хорошо» — драма Озона про эвтаназию (18+)

Спойлер: этот текст предназначен только для тех, кто старше восемнадцати лет. 

20 января в российский прокат выходит новый фильм эпатажного французского режиссера Франсуа Озона. Про эвтаназию. Кинокритик Полит.ру Кирилл Сафронов рассказывает, почему картина не только откровенно художественно неудачная, но и содержательно неуместная в наше пандемийное время. 

Франсуа Озон, подобно услужливому курьеру доставки, с радостью приносит в европейские дома кино с — как ему кажется — актуальной повесткой. Хотите про католического священника, обвиненного в педофилии? Пожалуйста, получите в 2019 году «По воле Божьей». Может быть, интересно про то, как шестнадцатилетний мальчик на летних каникулах влюбляется в восемнадцатилетнего пацана? Запросто! В 2020-м выходит «Лето 85». А вот про эвтаназию тоже остренько, не находите? Или абьюза добавить? Или вдобавок сделать главного героя снова геем? И вот в 2021-м выходит «Всё прошло хорошо».

В самой истории своих взрослых дочерей абьюзит 84-летний отец, заставляющий тех заняться организацией его эвтаназии. С перекошенным после инсульта лицом он  хамит соседу по палате, откровенно издевается над дочерьми, не может обменяться парочкой слов с женой. И даже какаясь и плача, остается карикатурным мудаком, мечтающим только о смерти. 

Главная героиня — старшая из сестер — никак ни на что не решается. С первого эпизода. Узнав, что отец в больнице, выбегает на лестничную площадку, вызывает лифт. Нет — лучше пешком, так долго. В глазах плывут ступеньки — линзы забыла. Бежит обратно. Или дальше, уже после того, как она увидела скрюченные слабые ноги отца в томографе и принесла ему сэндвич в палату, который тот только надкусил посередке, — приносит бутерброд домой, открывает ногой мусорное ведро. Нет, в холодильник. Нет, в морозильник. Нет, все-таки выкинуть. 

Это всё красиво интеллектуально, зритель может понять про какие-то там переживания или оценку ситуации героиней. Но! Пандемия скосила столько людей (зачастую пожилого возраста), вокруг букеты скорби и лютых трагедий, а нам предлагают сопереживать духовным импотентам, которые прикрывают прослушиванием Брамса свою религиозную и философскую пустоту. Не сообщая при этом ни-че-го нового ни о чем. 

Ни про свыкание с собственной смертью: главный герой просто хочет умереть, и точка (да, где-то в середине, естественно, выясняется, что он тоже гей). Ни про свыкание с мыслью о том, что ты — организатор смерти своего отца: сестры не особо сопротивляются. Послушно находят контору в Швейцарии, которая за 10 тысяч евро всё сделает. «Только первое лекарство придется принять, чтобы не тошнило. А то смертельный яд слишком горький». Даже сценарные извороты и перенос действия в детство главной героини (видимо, чтобы показать домашнее насилие) — отец над ней и тогда издевался — ничего нового и внятного нам не сообщают. Что вообще происходит? Зачем? А низачем! Просто история такая. А почему история такая? А просто так. 

Сценарий, написанный Франсуа Озоном же, основан на романе писательницы Эммануэль Бернхайм. Видимо, это она — как и главная героиня, которая тоже чего-то там пишет — по правде пережила все эти сложные и неприятные вещи. Не исключено, что в книге есть и какие-то дополнительные смыслы и выходы. В фильме, повторю, нет ничего. Единственное изменение с главной героиней: в начале фильма она не знала, о чем написать роман, а в конце знает. Можно писательские курсы открывать: не знаешь, как написать роман, — организуй отцу-абьюзеру эвтаназию и опиши это!

В моем плане есть еще много пунктов, которые надо осветить. Но какой смысл говорить о мощной актерской игре, когда после выхода из кинозала хочется поскорее забыть всё, что видел? Симметрия и красочность кадра, номинация на Золотую пальмовую ветвь в Каннах-2021, Брамс… в данном случае всё это не имеет никакого значения. Франсуа Озон верен себе: выбирает хайповую тему и по-быстрому лепит бессмыслицу с героями-гомосексуалами. Смотреть всё это советую только тем, кто боится на тусовке псевдоинтеллектуалов не суметь поддержать разговор. Для этого случая вот заготовка, которую лучше выучить: «»Всё прошло хорошо» — очень современный, смелый и важный фильм, недаром Франсуа Озон считается одним из важнейших французских кинорежиссёров «новой волны»». А дальше переходите на обсуждения вина (можно сказать «спелость при свежести и ягодность при маслянистости») или чего-нибудь поинтереснее.

Источник: polit.ru