В России перестали выдавать неиммиграционные визы в США, но это не значит, что граждане РФ перестали их получать. За последние пять лет россияне стали в несколько раз чаще оформлять такие визы за границей, и в 2021 году эта тенденция, судя по всему, будет развиваться. Сейчас разрешения на въезд в Америку получают, например, через Украину и Казахстан. Но есть и более экзотические варианты вроде ОАЭ, Доминиканы и Индонезии.
Чтобы получить визу в США, Катя Кац отправилась в Индонезию в конце апреляСтраница Кати Кац в Instagram
Около 1 млн виз за пять лет — и остановка работы
Основательница екатеринбургской студии красоты Make my day, визажист с 15-летним стажем Катя Кац начала работать в Нью Йорке по «визе талантов» (О-1) в 2018 году. «Мне никогда не хотелось уехать в Америку навсегда. Наоборот. Я собиралась строить интернациональный бизнес, чтобы мои визажисты из Екатеринбурга имели возможность учиться в Нью-Йорке, вдохновляться другими подходами к работе, другой культурой», — говорит Кац, которая работала, например, в команде Ани Бардон Лэй, главного визажиста Le Grand Opera Bordeaux, а также сотрудничала с Алексом Хансеном, художником по макияжу фильмов «300 спартанцев» и «Послезавтра». Сейчас мейкаперы из команды Кати Кац продолжают работать в Екатеринбурге, в Москве и в Нью-Йорке.
За последние пять лет — с 2015 по 2020 год — россияне получили 960 822 неиммиграционных визы в США (по данным Госдепартамента США). При этом в несколько раз выросло количество виз, которые граждане РФ оформляли за границей. Если в 2015 году таких было только 4305 человек, то в 2018 и в 2019 годах — примерно по 50 тыс. человек. В 2020 году из-за пандемии коронавируса был объяснимый спад — всего россиянам было выдано 85 290 виз (в 2019-м — 179 905), из них около 25 тыс. — за границей.
Виза О-1, о которой говорит Катя Кац, дает право работать в Америке в течение определенного срока — обычно это три года — людям с выдающимися способностями. В случае с визажистами для начала нужно собрать свои работы за все время практики, рекомендации от уважаемых в мировом сообществе художников по макияжу, гарантийные письма от американских компаний, готовых к сотрудничеству, и подтверждение квалификации от представителей ассоциации бьюти-индустрии в США. На первом этапе документы проверяет миграционная служба США, и если все в порядке — можно записываться в консульство на финальное собеседование, после которого заявитель получает окончательный ответ. Такое собеседование — обязательная процедура для всех, кто претендует на неиммиграционную визу.
«В нормальное время — до пандемии — записаться на собеседование для получение визы любого типа можно было прямо в Екатеринбурге. Заполняешь анкету со всеми своими данными на сайте консульства, оплачиваешь госпошлину, выбираешь время собеседования на сайте — в течение двух недель его всегда можно было пройти», — рассказывает Кац.
Генконсульство США в Екатеринбурге выдавало 10–25 тыс. неиммиграционных виз в год (по данным с 2015 по 2020 год). Но в середине мая этого года стало известно, что генконсул Эми Сторроу возвращается на родину, а само ведомство приостанавливает свою работу на неопределенный срок. До этого, в конце апреля, посольство США в Москве объявило о прекращении с 12 мая обработки заявок на неиммиграционные визы из-за намерения российских властей запретить дипмиссии нанимать россиян на работу. Гражданам США с истекшей российской визой посольство рекомендовало уехать из России до 15 июня.
Обходные пути через Украину, Казахстан, Дубай и… Индонезию
Впрочем, по словам Кати Кац, трудности с получением временных рабочих виз в России начались еще раньше — у двух ее знакомых этот вопрос завис в московском посольстве «на стадии рассмотрения» еще до пандемии, а юристы изначально не рекомендовали получать О-1 в России из-за непростой политической обстановки.
Поэтому в марте, когда Кац получила одобрение миграционной службы США, она решила записаться на собеседование в Киеве. «У моей знакомой модели был аналогичный успешный кейс там в январе, поэтому это было первым местом, про которое я подумала», — рассказывает визажист. Но через Украину получить визу не удалось — пока она оформляла документы и договаривалась об оплате госпошлины (это нужно было сделать обязательно офлайн в украинском филиале одного из банков), были введены новые правила для резидентов и не резидентов — время на собеседование в итоге ей не назначили даже спустя месяц.
Свободное время для собеседования можно узнать только после оплаты госпошлины — 190 долларов, и если оно не подходит, деньги заявителю никто не вернет.
Четкой схемы, где и как можно получить визу в США, сейчас нет. «Мы стали мониторить соцсети, телеграм-каналы, хэштеги в Instagram, списываться со знакомыми, я постоянно была на связи с юристом», — вспоминает Катя Кац. По ее словам, около недели ушло на мониторинг ситуации в Казахстане, где сейчас многие получают неиммиграционные визы, но на тот момент — в начале апреля — информации об успешных кейсах не было и записаться на собеседование не удалось.
С 2018 года резко возросло количество виз в США, которые россияне получили за границейСтраница Кати Кац в Instagram
«Моя подруга пыталась получить визу в Дубае, но там что-то пошло не так, и она в итоге полетела в Доминикану. В это время мы узнали, что визы разного типа, и туристические, и рабочие, люди получают в Индонезии, причем не в Джакарте — там как раз было много информации об отказах, а в Сурабае — трехмиллионном городе, о существовании которого до этого я ничего не знала. Проконсультировавшись с юристом, мы решили лететь», — рассказывает визажист.
«Тесты на коронавирус и перелеты — дополнительные затраты на визу, которые нужно теперь включать в бюджет»
Путь из Екатеринбурга до Сурабаи занял около недели.
Чтобы срочно улететь в Индонезию из России, можно оформить онлайн бизнес-визу — за 530 долларов ее присылают в течение суток, за 350 долларов — в течение 7–10 дней. Один из возможных путей до Джакарты (откуда потом уже можно попасть в Сурабаю) — через Сингапур. «Очень дорого, но все это плюс тесты на коронавирус и перелеты — дополнительные затраты на визу, которые нужно теперь включать в бюджет. Мы стараемся с этим смириться и жить в этой реальности», — говорит Кац.
После 11-часового перелета до Сингапура всех транзитных пассажиров выстраивают в шеренгу и ведут в отдельный терминал ждать рейс до Джакарты.
«Мы идем один за другим, как муравьи. Впереди и сзади — люди в защитных антикоронавирусных костюмах. Как будто на сожжение ведут. Такое состояние.
В самом терминале в принципе комфортно. Там стоят диваны, лежаки, где можно отдохнуть. Обслуживающего персонала нет, но в автомате за полтора австралийских доллара можно купить лапшу быстрого приготовления и залить ее кипятком. Там же в Duty Free я купила солнцезащитный крем (заказы обрабатываются онлайн, магазины в привычном формате не работают. — Прим. Znak.com). Подумала — теперь уж точно до Индонезии доберемся. Хотя вообще-то на каждом этапе мы думали, что нас развернут, что мы не долетим. Что нас не посадят в самолет, что мы пропустили какой-то документ, который нужен для перелета. Но все получалось», — делится впечатлениями Катя Кац.
В Джакарте у всех прилетающих берут ПЦР-тест на коронавирус, после этого нужно провести пять дней в карантине — в одном из специально обустроенных для этого отелей. «Без оплаты брони в таком отеле, без билета обратно в Россию и без скачанного приложения, через которое можно контролировать твое местонахождение, в самолет до Джакарты просто не посадят», — говорит визажист.
Раньше пройти собеседование и получить визу в консульстве можно было за пару недель. Теперь этот срок может растянуться на неопределенное времяСтраница Кати Кац в Instagram
После карантина с отрицательными тестами на коронавирус из Джакарты, наконец, можно отправляться в Сурабаю. Никакого карантина после столицы Индонезии уже нет, в Сурабае лишь проверяют тесты на коронавирус и приложение, контролирующее передвижения.
Консул говорит о решении по поводу визы сразу же после собеседования. Если решение положительное — заявитель получает документ, в котором говорится, что виза подтверждена. После этого нужно ждать уведомление по электронной почте о том, что паспорт с визой можно забирать.
14 мая, спустя полторы недели после собеседования, Катя Кац планировала вернуться в Россию, после чего — к 1 июня — улететь в Нью-Йорк. Но в Индонезии пришлось задержаться: из-за коронавирусного локдауна, который был внезапно введен с 6 по 17 мая, рейс в Россию был отменен, а визу удалось получить только 22 мая. Впрочем, Катю это, кажется, не слишком расстроило. «К моему дню рождения мне подоспел подарок. Я благодарна вселенной. […] Теперь только вперед», — написала она в своем Instagram.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com
Источник: