Что нового в использовании знаков «Инвалид» и «Шипы» и оформлении ДТП без вызова ГИБДД

Яромир Романов / Znak.com

На этой неделе, 8 декабря, в России вступит в силу обновленная редакция Правил дорожного движения. Изменения, которые правительство внесло своим постановлением № 1414 от 24 ноября 2018 года, касаются, прежде всего, ситуаций, когда при оформлении ДТП можно обойтись без звонка в полицию. Рассказываем, что важно знать, чтобы не попасть под административную ответственность и не понести убытки.

Что изменилось в оформлении ДТП?

По сути, ничего. Изменился сам пункт 2.6.1 ПДД, который регламентирует упрощенный порядок. По сравнению с предыдущей редакцией пункт стал несколько короче, хотя его суть осталась той же. Теперь в нем ровно три абзаца, которые предписывают, что делать, если в результате дорожной аварии никто не пострадал. И первое, что по-прежнему обязаны предпринять водители, — освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создано препятствие. 

При этом, как и раньше, каждый причастный к аварии водитель предварительно должен зафиксировать картину происшествия — любыми возможными способами, включая средства фото- или видеосъемки. По-прежнему значимо положение транспортных средств после ДТП — по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры. Равно как следы и предметы, относящиеся к происшествию: например, отвалившиеся детали и т. п. Снять нужно все повреждения, полученные машинами при столкновении.

Разумеется, на это потребуется какое-то время. А значит, никто не отменял обычную последовательность действий при аварии: заглушить двигатель, включить аварийку, выставить за 15 метров аварийный «треугольник».

Освободив проезд другим водителям, участники ДТП должны решить, будут ли они привлекать к оформлению сотрудников ГИБДД. Вариантов несколько. Первый вообще не предполагает какого-либо оформления — в виду незначительности происшествия и его последствий. Водители просто решают вопрос «на месте» и разъезжаются. Видимо, в силу очевидности такого решения этот случай теперь даже не прописан в Правилах. Хотя раньше там была упомянута ситуация, когда у каждого из участников «отсутствует необходимость» в оформлении ДТП.

Челябинский омбудсмен восемь часов ждала ДПС, чтобы оформить ДТП

Второй вариант — это применение так называемого европротокола. В новой редакции Правил это обозначено как ситуация, когда в соответствии с законодательством об ОСАГО документы о ДТП можно оформить без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Раньше в пункте 2.6.1 ПДД были прописаны условия оформления по европротоколу (в аварию попали только два транспортных средства, пострадали только они, оба водителя с полисами ОСАГО и не имеют разногласий по обстоятельствам происшествия). А теперь в этом пункте будет лишь отсылка к закону об ОСАГО. 

Наконец, третий случай — когда водители не договорились. Или когда пострадали не только их машины, но и, например, объекты дорожной инфраструктуры. Или когда понятно, что сумма ущерба вылезет за лимиты по европротоколу. Тогда придется составить схему происшествия, записать данные очевидцев (все это, впрочем, понадобится и при составлении европротокола). А после — звонить в ГИБДД. И в зависимости от обстоятельств получать указания, как дальше оформлять аварию. Возможно, участников попросят проехать до территориального подразделения ГИБДД или ближайшего поста ДПС. А может, сотрудники посчитают нужным приехать сами.

Есть изменения, связанные с автострахованием?

Важное нововведение касается водителей, у которых уже есть электронный полис ОСАГО. Новая редакция Правил предписывает иметь в бардачке «распечатанную на бумажном носителе» информацию о таком полисе. При этом абзац седьмой пункта 2.1.1 ПДД не обговаривает обязательность какой-то специальной формы бумажной версии документа. Так что, видимо, инспектора должна устроить обычная распечатка, выведенная с монитора на офисный или домашний принтер.

Что нового насчет знаков?

Российским водителям разрешили не клеить зимой на машины знак «Шипы»

Как уже сообщалось, из Основных положений по допуску транспортных средств изъят знак «Шипы». Тот самый, который пару лет назад вдруг потребовали размещать на заднюю часть автомобиля, чтобы едущие за вами знали: ваше транспортное средство на колесах с шипованной резиной. Такое непостоянство, честно говоря, заставляет подумать: а стоит ли спешить избавляться от наклеенного знака? Тем более что доводы за присутствие этой наклейки никуда не делись: водитель позади вас будет знать, что ваш тормозной путь в случае чего может оказаться короче, чем у него, а следовательно, будет внимательнее к дистанции. 

В обновленных Правилах пока не получила развития идея сделать индивидуальным знак «Инвалид». Поэтому по-прежнему можно устанавливать (либо спереди, либо сзади) желтый значок, купленный в любом киоске. И быть готовым предъявить документы, что знак установлен законно. При этом в ваше отсутствие у инспекторов по-прежнему не будет возможности проверить, обоснованно ли ваша машина со знаком «Инвалид» заняла специальное парковочное место. Такие проверки и, стало быть, эвакуация транспортных средств с липовыми значками станут возможными, когда будет создан и заработает федеральный реестр инвалидов, в соответствии с которым каждый знак станет именным, с индивидуальным номером. 

Источник: znak.com