СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Развитие навыков общения

через сюжетно-ролевую игру

Мы уже говорили с вами, уважаемые читатели, о значении потребности в общении для развития и воспитания ребенка, а также размышляли о том, как могут родители способствовать формированию данной потребности и навыков общения у своего замкнутого ребенка.

Предлагаю сегодня обратить внимание на возможности сюжетно-ролевых игр для развития у ребенка желания взаимодействовать, формирования навыков общения, благополучных взаимоотношений со сверстниками.

Наблюдая за детьми в детском коллективе, мы можем заметить, что есть детки, которые прекрасно взаимодействуют с товарищами по играм, умеют творчески развить сюжет, поддержать инициативу других ребят, конструктивно разрешают конфликтные ситуации. Но есть дети, которым никак не удается мирно влиться в течение игры: они начинают конфликтовать, ссориться, или просто не способны увлечься игровым сюжетом. Некоторые взрослые, становясь свидетелями такой ситуации, начинают «спасать игру» и изолируют этих детей: «Отойди, не мешай другим играть! Сам не умеешь мирно играть и другим не даешь!» и так далее, в том же духе. Такими действиями, возможно, взрослый и «спасет» игру, быстро повернет ее течение в мирное русло, но если говорить о самих детях… Изолируя детей, имеющих сложности с установлением благополучных взаимоотношений со сверстниками, мы только усугубляем проблему, стимулируем проявления негативизма с их стороны, укрепляем уже сложившиеся нежелательные стереотипы поведения. А какой урок мы преподаем тем, играющим, детям?..

Думаю, что как раз с помощью различных игр, а  сюжетно-ролевых особенно, и можно наиболее успешно повлиять на развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие навыков общения . И для этого нужно не отстранять ребенка, а вовлекать его в игру, чтобы привить интерес к игре, научить его играть, правильно общаться, плодотворно взаимодействовать со сверстниками.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание взрослых, особенно педагогов, на то, что сила воздействия на детский коллектив взрослого человека с целью изменения отношения сверстников к ребенку достаточно велика. И прежде чем оказывать влияние на ход игры, на развитие в ней взаимоотношений между детьми, нужно подумать, какой результат в итоге мы сможем получить.

Если мы просто отстраним конфликтного ребенка от игры, дети могут сделать вывод: с ним играть не нужно, он не умеет играть,  он плохой и тому подобное. Я не говорю уже о чувствах самого ребенка в данный момент. Да, конечно, ребенок может быть очень конфликтным, не умеющим конструктивно взаимодействовать с другими детьми, не способным увлечься игровым процессом полностью. Но ведь от нас взрослых во многом зависит, будет ли он «лишним» и дальше, или он сможет научиться мирно и увлеченно взаимодействовать со сверстниками, почувствует всю прелесть радости общения в процессе совместного игрового творчества.

Для начала, нужно сделать все, чтобы исключить постоянную отрицательную оценку этого ребенка. Отношение к нему сверстников, да и его собственное мнение о самом себе, во многом определяется характеристикой со стороны взрослого, особенно, если этот взрослый далеко не посторонний для малыша человек, «человек с авторитетом» (родитель, воспитатель).

Необходимо чаще использовать похвалу за любые положительные действия ребенка во время игровой деятельности, моменты позитивного общения в игровой роли или вне ее, поддерживать ребенка  и словом, и делом. В ваших силах, уважаемые взрослые,  вселить в малыша веру в самого себя, подсказать ему «направление развития», обратить внимание окружающих детей и самого ребенка (ненавязчиво) на его положительные черты и пользу его в качестве участника игры. Например: «У Сережи так хорошо получается… Он мог бы быть в вашей игре отличным…».

У каждого ребенка найдутся свои интересы, предпочтения в игровой тематике, которые также можно учитывать и использовать для организации увлекательного и благополучного игрового взаимодействия. Например, ребенка, интересующегося машинками, можно заинтересовать игрой «дорожное движение», «поездка за город», «магазин-все для машин» и тому подобное. И потом, уже в игре, во взаимодействии с другими участниками, ребенку будет гораздо легче упражняться и в мирном сотрудничестве со своими сверстниками, и в культурном общении с окружающими. Таким образом, формирование навыков общения у ребенка, их дальнейшее развитие, будет происходить в игре совершенно естественно.

Важно, чтобы участие взрослого в игре, его влияние на развитие сюжетной линии или состав участников, было ненавязчивым. Здорово, если дети сами (при минимальном направляющем воздействии взрослого) сделают полезные выводы. Например, о том, что всегда можно мирно разрешить спор, договориться, всем желающим можно найти в игре интересные для самих игроков и полезные для общего сюжета роли и так далее.

Почувствовав   радость от общения, эмоциональное удовлетворения от принятия сверстниками и признания его достоинств, доброжелательное отношение товарищей, малыш будет стремиться и далее принимать активное участие в коллективных играх. Интерес ребенка к совместной игровой деятельности (особенно, если тематика игрового сюжета совпадает с его интересами) будет расти,  его коммуникативные навыки (умение плодотворно взаимодействовать, налаживать контакт, общаться) — совершенствоваться, а развитие навыков общения у ребенка будет продолжаться.

Рекомендую по данной теме следующие статьи:

ЗНАЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ?

ОБИДЧИВЫЕ ДЕТИ (ОСОБЕННОСТИ ОБИДЧИВОГО РЕБЕНКА)

ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ

Источник: rastivmeste.ru