Подготовка ребенка к обучению письму

Наряду со слушанием и говорением, письмо является одним из видов речевой деятельности.

Обучение письму является важным этапом в развитии ребенка.

Как  подготовить ребенка к письму? В чем заключается подготовка детей к обучению письму? 

Между всеми видами речевой деятельности существует тесная взаимосвязь, и это понятно. Понаблюдайте за пишущим ребенком: малыш диктует (произносит вслух) себе то, что собирается написать. Недостатки развития устной речи отражаются на письменной, и наоборот. Всем известно, что уровень развития мелкой моторики пальцев рук, в том числе и умение владеть ручкой, отражается на развитии устной речи. А некоторые недостатки звукопроизношения могут негативно отразиться на грамотности письменной речи. Например, ребенок не выговаривает звук – при написании слов пропускает букву или заменяет другой. Таким образом, и развитие мелкой моторики рук, и развитие устной речи можно назвать важными составляющими этапа подготовки ребенка к письму. А значит, к вопросу подготовки ребенка к обучению письму нужно подходить комплексно.

Какие советы можно дать взрослым (родителям)? На что обратить внимание при подготовке ребенка к письму?

• Формирование мелкой моторики пальцев рук происходит постепенно, начиная с самого рождения, и каждый период этого развития по-своему важен.

• Обучая ребенка взаимодействию с погремушкой, проговаривая с ним потешки, детские стишки, сопровождающиеся движениями рук («Сорока-ворона», Пальчик-мальчик»), строя с ним домик из кубиков, выкладывая рисунок из мелких частей, занимаясь с ним аппликацией, лепкой, конструированием или рисованием, взрослые, в том числе, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, а значит, помогают ребенку подготовиться к письму, развивают его речевую деятельность.

• На момент поступления в школу процесс окостенения пальцев рук ребенка еще не завершен, мелкая мускулатура пальцев недостаточно окрепла, координация движений еще несовершенна, что вызывает дрожание кистей рук, излишнее напряжение, неуверенность в движениях, быструю утомляемость малыша при занятии письмом.

• Дети 6 летнего возраста способны успешно овладеть навыком чтения, но медленное и трудное формирование навыка письма задерживает овладение ребенком грамотой. 

• Неподготовленный к овладению навыком письма ребенок может  столкнуться с особыми сложностями в школе именно при обучении его   письму, что может вызвать особое негативное отношение именно к этому виду деятельности.

• Целенаправленная работа по подготовке ребенка к обучению письму поможет существенно снизить психическую и физическую нагрузку на ребенка в школе.

• Использование игровых моментов может превратить монотонное и неинтересное задание в увлекательное занятие.

• Подготовку ребенка (детей) к обучению письму необходимо проводить сразу в нескольких направлениях: развитие   мелкой моторики рук, координации движений, обучение ориентированию на листе бумаги, развитие пространственных представлений, формирование элементарных графических навыков.

• Успешное формирование навыков письма не возможно без комплексного подхода к развитию речи (одновременное развитие письменной и устной речи).

• Объединение в одном упражнении заданий с различными видами речевой деятельности, использование игрового компонента может быть прекрасным стимулом для формирования положительной мотивации к выполняемой работе. Одно дело, когда малышу нужно написать строчку кружочков, и совсем другое, когда нужно помочь Золушке собраться на бал, а для этого – собрать украшение из бусин (нарисовать бусы из кружочков)

• Практически все занятия и упражнения с детьми дошкольного возраста проводятся в игровой форме.

Виды деятельности, способствующие развитию умений и навыков, необходимых для подготовки детей к обучению письму:

• Массаж кистей рук

• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

• Лепка

• Раскрашивание и рисование различным способом (красками (кистью, губкой, пальчиками), ручкой, карандашами, мелками и др.)

• Конструирование

• Оригами

• Плетение и завязывание (косичек, веревочек)

• Мозаика и другие игры на взаимодействие с мелкими предметами (нанизывание бусин, застегивание пуговиц, выкладывание узора из камешков или сортировка семян, крупы и др.)

• Аппликация

• Изготовление поделок из различных материалов

• Графические игры и задания (штриховка, обводка,  дорисовывание, соединение по точкам, рисование (написание) элементов по образцу)

• Занятия на развитие общих двигательных навыков (физкультура, ритмика, танцы)

• Игры и задания на развитие восприятия, внимания, умения ориентироваться в пространстве (в том числе на плоскости, на листе)

• Игры и задания, способствующие развитию устной речи ребенка

Подведем итоги разговору о подготовке детей к обучению письму.

Как мы уже говорили, обучение письму является важным этапом в развитии ребенка.

Письмо – довольно сложное умение, которое требует слаженной работы многих мышц  руки, правильной координации движений тела, достаточного развития восприятия, внимания, усидчивости, глазомера, умения ориентироваться на листе, развития устной речи.

Овладение письмом — довольно трудоемкий и длительный процесс.

Подготовка к обучению письму — один из самых важных  этапов подготовки ребенка к обучению в школе.

Для того чтобы уменьшить затраты физических и психических сил детского организма, снизить нагрузку на ребенка и необходимо провести предварительную работу по подготовке к обучению письму.

Успешность этой работы зависит и от ее систематичности,  и от заинтересованности ребенка (его интереса, желания), и от комплексного подхода к ее организации.

И все-таки, подходя со всей ответственностью к организации работы по подготовке ребенка к обучению письму, не стоит забывать об очень важном: все занятия, задания, игры должны приносить ребенку радость и «удовольствие от достигнутого». Постарайтесь, чтобы малышу было интересно, и ни в коем случае не допускайте переутомления.

Источник: rastivmeste.ru