Наряду со слушанием и говорением, письмо является одним из видов речевой деятельности.
Обучение письму является важным этапом в развитии ребенка.
Как подготовить ребенка к письму? В чем заключается подготовка детей к обучению письму?
Между всеми видами речевой деятельности существует тесная взаимосвязь, и это понятно. Понаблюдайте за пишущим ребенком: малыш диктует (произносит вслух) себе то, что собирается написать. Недостатки развития устной речи отражаются на письменной, и наоборот. Всем известно, что уровень развития мелкой моторики пальцев рук, в том числе и умение владеть ручкой, отражается на развитии устной речи. А некоторые недостатки звукопроизношения могут негативно отразиться на грамотности письменной речи. Например, ребенок не выговаривает звук – при написании слов пропускает букву или заменяет другой. Таким образом, и развитие мелкой моторики рук, и развитие устной речи можно назвать важными составляющими этапа подготовки ребенка к письму. А значит, к вопросу подготовки ребенка к обучению письму нужно подходить комплексно.
Какие советы можно дать взрослым (родителям)? На что обратить внимание при подготовке ребенка к письму?
• Формирование мелкой моторики пальцев рук происходит постепенно, начиная с самого рождения, и каждый период этого развития по-своему важен.
• Обучая ребенка взаимодействию с погремушкой, проговаривая с ним потешки, детские стишки, сопровождающиеся движениями рук («Сорока-ворона», Пальчик-мальчик»), строя с ним домик из кубиков, выкладывая рисунок из мелких частей, занимаясь с ним аппликацией, лепкой, конструированием или рисованием, взрослые, в том числе, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, а значит, помогают ребенку подготовиться к письму, развивают его речевую деятельность.
• На момент поступления в школу процесс окостенения пальцев рук ребенка еще не завершен, мелкая мускулатура пальцев недостаточно окрепла, координация движений еще несовершенна, что вызывает дрожание кистей рук, излишнее напряжение, неуверенность в движениях, быструю утомляемость малыша при занятии письмом.
• Дети 6 летнего возраста способны успешно овладеть навыком чтения, но медленное и трудное формирование навыка письма задерживает овладение ребенком грамотой.
• Неподготовленный к овладению навыком письма ребенок может столкнуться с особыми сложностями в школе именно при обучении его письму, что может вызвать особое негативное отношение именно к этому виду деятельности.
• Целенаправленная работа по подготовке ребенка к обучению письму поможет существенно снизить психическую и физическую нагрузку на ребенка в школе.
• Использование игровых моментов может превратить монотонное и неинтересное задание в увлекательное занятие.
• Подготовку ребенка (детей) к обучению письму необходимо проводить сразу в нескольких направлениях: развитие мелкой моторики рук, координации движений, обучение ориентированию на листе бумаги, развитие пространственных представлений, формирование элементарных графических навыков.
• Успешное формирование навыков письма не возможно без комплексного подхода к развитию речи (одновременное развитие письменной и устной речи).
• Объединение в одном упражнении заданий с различными видами речевой деятельности, использование игрового компонента может быть прекрасным стимулом для формирования положительной мотивации к выполняемой работе. Одно дело, когда малышу нужно написать строчку кружочков, и совсем другое, когда нужно помочь Золушке собраться на бал, а для этого – собрать украшение из бусин (нарисовать бусы из кружочков)
• Практически все занятия и упражнения с детьми дошкольного возраста проводятся в игровой форме.
Виды деятельности, способствующие развитию умений и навыков, необходимых для подготовки детей к обучению письму:
• Массаж кистей рук
• Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
• Лепка
• Раскрашивание и рисование различным способом (красками (кистью, губкой, пальчиками), ручкой, карандашами, мелками и др.)
• Конструирование
• Оригами
• Плетение и завязывание (косичек, веревочек)
• Мозаика и другие игры на взаимодействие с мелкими предметами (нанизывание бусин, застегивание пуговиц, выкладывание узора из камешков или сортировка семян, крупы и др.)
• Аппликация
• Изготовление поделок из различных материалов
• Графические игры и задания (штриховка, обводка, дорисовывание, соединение по точкам, рисование (написание) элементов по образцу)
• Занятия на развитие общих двигательных навыков (физкультура, ритмика, танцы)
• Игры и задания на развитие восприятия, внимания, умения ориентироваться в пространстве (в том числе на плоскости, на листе)
• Игры и задания, способствующие развитию устной речи ребенка
Подведем итоги разговору о подготовке детей к обучению письму.
Как мы уже говорили, обучение письму является важным этапом в развитии ребенка.
Письмо – довольно сложное умение, которое требует слаженной работы многих мышц руки, правильной координации движений тела, достаточного развития восприятия, внимания, усидчивости, глазомера, умения ориентироваться на листе, развития устной речи.
Овладение письмом — довольно трудоемкий и длительный процесс.
Подготовка к обучению письму — один из самых важных этапов подготовки ребенка к обучению в школе.
Для того чтобы уменьшить затраты физических и психических сил детского организма, снизить нагрузку на ребенка и необходимо провести предварительную работу по подготовке к обучению письму.
Успешность этой работы зависит и от ее систематичности, и от заинтересованности ребенка (его интереса, желания), и от комплексного подхода к ее организации.
И все-таки, подходя со всей ответственностью к организации работы по подготовке ребенка к обучению письму, не стоит забывать об очень важном: все занятия, задания, игры должны приносить ребенку радость и «удовольствие от достигнутого». Постарайтесь, чтобы малышу было интересно, и ни в коем случае не допускайте переутомления.
Источник: