НЕМНОГО О КРИЗИСЕ ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Кризис трехлетнего возраста

Наш любимый, замечательный, такой милый малыш подрастает. И вот на третьем году жизни мы сталкиваемся с непонятно откуда взявшимися проявлениями упрямства, «вредности», противостояния. Как говорится, что ни предложи ребенку,  даже если это отвечает его настоящим интересам и желаниям, ответ будет непременно  отрицательным: «не хочу», «не буду», «нет».

На третьем году жизни у ребенка формируется система собственного «Я». Малыш начинает отделять себя от окружающих, у него формируется начальная форма самосознания. Ребенок желает делать все самостоятельно, постоянно слышится: «Я сам». Мы, взрослые, начинаем постоянно сталкиваться с трудностями во взаимоотношениях с ребенком. Возникают они, прежде всего, из-за наличия противоречия между возникшей у ребенка потребностью быть самостоятельным и старым стилем отношения родителей к ребенку.

Необходимо также отметить, что для ребенка гораздо более важным, порой, является даже не столько само самостоятельно выполненное действие, сколько наличие права выбора и отстаивание СВОЕЙ «точки зрения». Например, предлагаю моей двухлетней доченьке: «Давай, будем умываться», а она мне: «А давай, не будем умываться». Или говорю: «Садись, бери ложку и кушай», а она: «Нет, ты меня корми». Кажется, ну что ни скажи, все будет  отвергнуто. Даже если сразу соглашусь: «Ну ладно, не будем умываться», в ответ прозвучит: «Нет, я хочу умываться». Получается, суть не в самих действиях, а в том, чтобы отстоять свое право выбора, свое «Я».

Кризис трехлетнего возраста

рекомендации родителям

• Не нужно преувеличивать возможности ребенка по поводу контроля за своим поведением. Особенности его поведения только начинают вырабатываться. Сейчас то, какие формы поведения ребенка укоренятся, а какие — нет, очень зависит от того, какие  поведенческие реакции получат подкрепление со стороны взрослого (похвала, одобрение и так далее), а какие — нет.

• Настоящим помощником по налаживанию замечательных взаимоотношений с ребенком может стать игра. Благодаря игре, малыш может проявить и самостоятельность, и инициативу, и творческий потенциал. Приглашая любимую куклу попробовать кашку, маленькая дочка и «угостила» свою игрушку, и рассказала, какая это кашка (из какой крупы сварена, какая по вкусу и тому подобное), и показала, как надо правильно сидеть за столом, держать ложку, и,  незаметно, без пререканий и сопротивлений, позавтракала сама.

• Помочь могут и стихи, сказки, мультфильмы. На нашу дочку, например, произвел большое впечатление мультфильм про «Нехочуху». Конечно, все дети абсолютно разные, и успех воспитательного воздействия будет во многом зависеть от вашего творческого и индивидуального подхода именно к вашему малышу, уважаемые родители.

• Будьте терпеливы, спокойны и последовательны в своих требованиях. Не разрешайте ребенку манипулировать вами, не закрепляйте негативного поведения, привычки криком, истериками добиваться своего.

• Помните, что ребенок двухлетнего-трехлетнего возраста легче переживает несамостоятельность в плане самообслуживания (разрешает себя одевать), чем  несамостоятельность в плане права выбора. Малыш будет отстаивать свое право на это самое самостоятельное решение, даже если оно противоречит его настоящим желаниям, главное — добиться от взрослого признания своего права. Например, укладывая малышку спать, говорим: «Бери Алису (куклу) с собой». В ответ будет сказано: «Не хочу с Алисой». А можно предложить дочке сделать свой выбор: «Кого ты сегодня с собой возьмешь: Алису или Рыжика (мягкую игрушку)?» Тогда малышка без всякого сопротивления, спокойно сможет сама выбрать все ту же куклу.

• Если вы не готовы предоставить малышу выбор, не провоцируйте проявление негативизма со стороны ребенка. Не нужно задавать вопросы типа: «Будем собираться на прогулку?» Лучше  просто констатировать: «Идем собираться на прогулку». И для возможности выбора: «Какую игрушку возьмешь с собой?»

• Используйте этот период, когда ребенок желает быть самостоятельным, делать все как взрослые, для того, чтобы научить его многим полезным делам, приучить к труду, привить навыки самообслуживания, привычку оказывать помощь по дому и тому подобное. Поощряйте его инициативу, хвалите, подсказывайте, не отбивайте желания делать все по-своему, самостоятельно. Потом, когда ребенок станет старше, и это рвение к самостоятельности поубавится, приучить его убирать за собой со стола, помогать маме, трудиться станет сложнее.

• Не забывайте, уважаемые родители, что именно ваше поведение, ваши поступки, действия являются образцом для вашего малыша.

И еще: не смотря на все проявления упрямства и «вредности», на этот «противный» кризис трехлетнего возраста, ваш ребенок никогда не должен сомневаться в том, что вы его любите.

Источник: rastivmeste.ru