Что делать, если ребенок обидчивый

На эти вопросы, уважаемые читатели, мы и постараемся с вами сегодня ответить.

Все люди, маленькие и большие (взрослые и дети), в своей сознательной жизни в той или иной степени сталкивались с этим неприятным чувством – чувством обиды.

Иногда эти обиды имели оправданную причину, а иногда были безосновательными, надуманными.  

Иногда мы чувствовали себя обиженными потому, что человек, который имеет для нас значение, совершал что-то обидное по отношению к нам, намеренно желая нас обидеть, сделать нам больно, а иногда кто-то, сам того не ведая, просто не оправдывал наши от него ожидания, а мы воспринимали это как действие, намеренно направленное против нас.

Не зависимо от причины обиды, все мы понимаем, что находиться в состоянии обиды дискомфортно, это мешает нам радоваться жизни, замечать прекрасное, быть счастливыми. Кроме того, излишняя обидчивость мешает не только обладателю этого качества, но и людям его окружающим.

И многие из нас, став взрослыми, учатся работать над своими обидами, учатся   не носить это чувство в себе, не культивировать его…

И все-таки, нам взрослым проще. Мы можем проанализировать свое состояние и, если оно нас не устраивает, мы всегда можем провести «работу над ошибками», сделать выводы и развиваться в желаемом направлении.

А как же быть детям?.. Ведь все, что мы впитываем в этом возрасте, мы в большей степени несем и в свою взрослую жизнь как часть нас самих. Как говориться, «все мы родом из детства», и многие проблемы взрослой жизни, в том числе и повышенную обидчивость, мы захватываем именно оттуда. Значит, наверное, есть смысл помочь детям избавиться от излишней склонности к обидам как можно раньше? И взрослым, любящим своего ребенка, нужно постараться не закрепить эту черту характера (обидчивость) у своего дорогого чада.

• Очень важным, как и во многих других ситуациях, связанных с воспитанием, является пример родителя, взрослого.  Старайтесь на собственном примере показать ребенку возможность достойного и рационального выхода из различных обижающих ситуаций. Для маленьких детей это может быть обмен игрушками, если, например, желаемую игрушку не дают или же хотят забрать имеющуюся («Давай я тебе дам поиграть мячиком, а ты мне – машинкой!»), использование веселых «мирилок» в случае возникновения конфликтных ситуаций («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…») и так далее.

• Полезным будет просмотр мультфильмов, чтение сказок, рассказов на данную тему с последующим обсуждением сюжетных ситуаций (что произошло, как герои справились с возникшей ситуацией, как еще можно было поступить, как ты предлагаешь…). 

• Старайтесь не создавать ситуаций, в которых ребенку необходимо будет доказывать, что он достоин, что он лучший…

• Не стоит также применять соревновательные приемы, даже в ситуации игры (по крайней мере, свести их к минимуму).

• Применение словесных формулировок типа «посмотри на того мальчика», «а та девочка – молодец!», «что подумают соседи» и тому подобное может только усугубить ситуацию. Ведь такие «воспитательные приемы», как сравнения с другими, апеллирование к мнению окружающих, можно сказать, противопоказаны   для обидчивых детей.

• При организации деятельности (игровой, трудовой, творческой и др.) необходимо делать акцент на самом процессе (как это интересно и увлекательно), а не на результате (какой у тебя удачный или неудачный рисунок получился). Постарайтесь научить ребенка получать удовольствие от интересного и увлекательного творческого процесса создания чего-либо, взаимодействия с окружающими (сверстниками в игре). И совсем не важно, будет ли результат действий ребенка  оценен (высоко оценен) окружающими (сверстниками, родителями).

• Постарайтесь в окружении ребенка, в своей семье в первую очередь, создать атмосферу принятия, доброжелательности, уважения и понимания ценности личности каждого человека (а все люди разные).

Об этом мы поговорим в следующей статье.

Источник: rastivmeste.ru