«Взгляни на эту картину Василия Тропинина, — Слава развернул ко мне экран. Молодая женщина с гладко…
Фото репродукции картины Василия Тропинина «Женщина в окне»
Фото: РИА НОВОСТИ
«Взгляни на эту картину Василия Тропинина, — Слава развернул ко мне экран. Молодая женщина с гладко уложенными волосами, двумя буклями ниспадающими на открытые плечи, выглядывала из широко открытого окна, опираясь на подоконник. — Работа называется «Женщина в окне», — сказал Слава, — или «Казначейша». Ты знаешь, что такое «казначейша»?» — «Конечно, она занимается казной, чужими деньгами, следит за доходами и тратами, по-нашему, она — бухгалтер». — «А если взглянуть на руки?» — предложил Слава. «С такими руками человек обычно не занят необходимым трудом. Я бы сказал, что она богата, у нее есть служанки, слуги, работники и работницы. Рука холеная, белая, с гладкими длинными пальцами. Безымянный по длине больше нормы, сильно длиннее указательного. Ногти прямоугольные, но немного расширяются кверху. Прямоугольность указывает на стремление к порядку, потому, в принципе, такой человек может при необходимости заниматься деньгами, наводить порядок. Плюс к этому прямоугольная форма говорит об эмоциональности натуры, а расширение кверху свидетельствует о большой внутренней энергии, которая «работает» через длинный безымянный. Говоря проще, это означает, что имеющаяся в потенции активность выражается не в делах, а в чувствах. Длинный мизинец переводит солидную часть энергии в сексуальность. Человек с нежной белой кистью, гладкими, слегка расширяющимися к основанию пальцами томится от скуки, он умен, талантлив, с большим ресурсом способностей, идей, желаний, а приложить все это некуда. В нашем случае мы наблюдаем очень длинный безымянный, а для женщин это палец любви. Значит, запас нерастраченной энергии будет направлен в любовь». — «Подожди, ты раньше говорил, что длинный безымянный — это признак гениальности». — «Во-первых, я имел в виду мужчин». — «Спасибо большое», — поклонился Слава. «Во-вторых, это только один из признаков. Должен подчеркнуть, что каждый элемент руки многопланов. Интерпретации всегда будут колебаться вокруг основных значений. Одно из основных значений безымянного пальца — творческое самовыражение. Бог, как пишет Николай Бердяев, ожидает от человека творческого акта. И это понятно. Человек создан по образу и подобию. А Бог является Творцом. Так и гений — обязательно творец. И он не обязательно всегда мужчина». — «От женщин тоже большое спасибо». — «Гений — хирологически сложный объект. Кроме длинного безымянного нужны поддерживающие меры, в частности правильная, ровная, красивая линия головы, выраженный рельеф ладони, длинный большой палец». — «Значит ли это, что человек с коротким большим пальцем не может быть гением?» — «Может. Но короткий большой палец — это сигнал того, что человек не обладает внутренней свободой, чтобы выразить свою гениальность. Он годами тратит огромную душевную энергию для преодоления этой несвободы и упускает время. Это непроявленные гении, если, конечно, для гениальности есть хирологические распоряжения. Но вернемся к безымянному. Длинный безымянный выражает артистизм и идеальную часть человеческой натуры. Слишком длинный предлагает уход от реальности в мир фантазий. В нашем случае — в мечты об эмоционально наполненных любовных отношениях. Хотя по глазам и выражению лица девушки мы можем заключить, что она уже влюблена и это не муж». — «Почему ты так решил?» — «Сам посуди, зачем замужней, если она влюблена в супруга, обнажать плечи и грудь, сильно налегать на подоконник и смотреть налево». — «Извини, она смотрит направо». — «Я выразился фигурально. Обрати внимание: мизинец прижат, даже немного подвернут под безымянный, это говорит о том, что ей уже есть что скрывать». — «Интересно, но я должен сделать одну поправку и некоторые добавления. Первое, ты ошибся в определении казначейши, я имею в виду в значении самого слова «казначейша». — «То есть?» — «Казначей в те времена — это чиновник, заведующий наличностью, приходом и расходом. А казначейша — это его жена. Понимаешь? И в той связи, — Слава склонил голову, — я должен признать, что твои хирологические характеристики соответствовали истине больше, чем твоя лексическая осведомленность. Хирологически ты прав — она не работает, в том смысле, что у нее нет должности, и, в общем, она и не должна работать, ибо не те времена еще». — «А когда написана картина?» — «В 1841 году». — «Ага, так это же год смерти Лермонтова!» — «Именно. Есть гипотеза, что Тропинин написал картину на сюжет поэмы Лермонтова «Тамбовская казначейша». — «И в чем там дело?» — «В Тамбове квартируется полк. Напротив дома казначейши, которая замужем за ста
рым казначеем — удачливым картежником и скрягой, поселяется молодой красавец, штаб-ротмистр Гарин. Казначейша увидела штаб-ротмистра в окне, сердце ее дрогнуло. Сначала все развивается издали, на расстоянии. Потом как водится: бал, обед, они начинают общаться, казначейша влюбляется. Но нравы строги, она замужем, поэтому отношения платонические. Штаб-ротмистр, изнуряемый страстью, проникает к ней в спальню, падает на колено, предлагает сердце, взамен требует близости. Она отказывает. В этот момент входит муж. Штаб-ротмистр возвращается домой, ждет вызова на дуэль, вместо этого получает предложение от казначея сыграть в карты!» — «Ага! Казначей решил его по-своему наказать!» — «Видимо. Они долго играют, и — казначей проигрывает все состояние. Желая отыграться, он ставит на кон свою жену. Вот такой финал». — «Что значит финал? Говори, чем дело кончилось?» — «Казначей проиграл. Жена бросает ему в лицо обручальное кольцо, падает в обморок. Счастливый Гарин уносит выигрыш к себе». — «Ясно. Только надо сказать, что изображенная девушка противоречит замыслу лермонтовской казначейши. Тропинин, рисуя с натуры, не обратил внимания на одно обстоятельство. Во-первых, на картине одета она слишком фривольно, ибо у Лермонтова она скромна и порядочна. Во-вторых, Тропинин дал ей слишком длинный безымянный, а чрезмерная длина этого пальца у женщин с гладкими пальцами — вещь весьма опасная». — «Опасная? В каком смысле?» — «Обладательница длинного безымянного пальца смело идет на риск. Если есть чувство, женщина способна на крайность, на непредсказуемый импульсивный порыв. Она без оглядки бросается в омут страсти. Мужья должны быть бдительны: нельзя оставлять таких жен без внимания и в праздности. Отсюда, женщина на полотне хирологически не соответствует образу героини Лермонтова».
Источник: