Для Большого театра специально написали балет

На знаменитой сцене прошла мировая премьера «Петрушки».

#Большой театр

Сцена из балета «Петрушка». Денис Савин

Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

На Новой сцене
Большого театра прошла премьера двух одноактных балетов. «Артефакт. Сюита» это
перенесение постановки знаменитого американского хореографа Уильяма Форсайта. В
1984 году Форсайт сочинил для Франкфуртского балета масштабную постановку «Артефакт»,
в которой осмыслил развитие жанра балета с тех времен, когда танец был только
частью драматических и оперных постановок для королей, до современности.

Сцена из балета «Артефакт. Сюита». Ольга Смирнова и Семен Чудин

Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Спектакль
имел большой успех, стал балетной классикой. Но для его постановки требовались большие
постановочные ресурсы. Поэтому в 2004 году Форсайт из лучших эпизодов балета
создал одноактную версию «Артефакт. Сюита», которая теперь и будет идти в
Большом театре.

В этом спектакле нет декораций — сцена абсолютно
пустая, как  репетиционный балетный зал. Костюмы
танцовщиков  нейтральных темных тонов
скорее напоминают их рабочую одежду. Эпизоды отмеряются опусканием и
подниманием черного занавеса. А музыкальное сопровождение дает не оркестр, а
скрипка (сюита Иоганна Себастьяна Баха) и затем рояль (музыка Эвы Кроссман-Хехт).

Сцена из балета «Артефакт. Сюита»

Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

В итоге, все внимание в спектакле сосредоточено на выразительном и синхронном
выполнении почти полусотней танцовщиков графически четкого хореографического
рисунка, поз и линий. Чтобы точно перенести сложную хореографию Форсайта, с
начала сентября с труппой Большого работали педагоги-репетиторы, которым Форсайт
доверяет осуществлять постановки своих балетов в разных труппах мира.

История
балета «Петрушка» началась в 1911 году, в Париже. Тогда первый показ балета русской
антрепризой Сергея Дягилева произвел фурор. Парижане были потрясены и музыкой Сергея
Стравинского, и хореографией Михаила Фокина, далекими от тогдашний балетных
канонов.

Сцена из балета «Артефакт. Сюита» Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин

Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Любопытно, что вначале — вопреки традиции — появилось не либретто, а
музыка. Причем сам Стравинский долго не мог найти ей подходящее название. И
только во время прогулки у озера композитора осенило, что он сочинил музыку о
«сорвавшемся с цепи игрушечном плясуне».

Затем на готовую музыку Александр
Бенуа написал либретто (он же придумал декорации и костюмы). Кстати,
Стравинский посвятил партитуру 
«Петрушки» именно Бенуа. Первым исполнителем роли Петрушки стал великий
танцовщик Вацлав Нижинский, который запечатлен на своем надгробии на кладбище
Монмартр в образе Петрушки.

За следующие сто
лет историю о традиционном персонаже русских народных кукольных представлений Петрушке,
его «коллегах» Балерине, Арапе и их владельце Фокуснике по-своему ставили в
разных театрах мира от Лондона до Кейптауна, от Парижа до Буэнос-Айреса. В
постановке Большого театра 1964 года в «Петрушке» балете блистали Владимир
Васильев и Екатерина Максимова.

Сцена из балета «Артефакт. Сюита»

Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Юсупов)

Для новой
«Петрушки» Большой театр пригласил известного балетмейстера Эдварда Клюга,
который родился в Румынии, а теперь работает по всему миру. Хореограф сохранил
сюжет,  вдохновивший Стравинского и
Фокина: во время масленичных гуляний Фокусник показывает народу кукол —
Петрушку, Балерину и Арапа, которых с помощью магии наделил человеческими
чувствами.

Петрушка, жалкий уродец с живой душой, страдает от жестокости
Фокусника и одиночества, ищет спасения в любви к Балерине. Но та предпочитает
брутального и злого Арапа. В разгар народного веселья происходит трагическая
развязка — Арап убивает Петрушку ударом сабли. Фокусник успокаивает толпу,
показывая, что Петрушка это всего лишь деревянная марионетка. Но когда толпа
расходится, к ужасу Фокусника над его театриком появляется привидение Петрушки,
которое грозит своему мучителю…

Сцена из балета «Петрушка». Денис Савин, Екатерина Крысанова, Георгий Гусев, Андрей Савичев

Фото: Предоставлено Большим театром (Елена Фетисова)

Эдвард Клюг очень
тонко воплотил кукольную природу Петрушки и других марионеток с их
«механической», угловатой пластикой. Фокусник управляет подопечными с помощью
длинных палок, из плена которых Петрушка и пытается вырваться.

А в одной из
сцен живые танцовщики почти окончательно превращаются в механические существа: к
солистам при помощи веревок присоединили их деревянные копии на шарнирах. На
пресс-конференции один из исполнителей роли петрушка премьер Большого Владислав
Лантратов признался, что освоить особую, «кукольную» пластику, предложенную
Клюгом, было совсем непросто.

Оригинально решена
в балете и национальная тема (Стравинский 
использовал в партитуре отголоски русских народных песен — «Ах вы, сени,
мои сени», «Вдоль по Питерской»). Русское начало проявляется не только в хореографии,
но и в костюмах кордебалета (в одной из сцен танцовщики одеты в шубы), и в
оформлении.

Сцена из балета «Петрушка»

Фото: Предоставлено Большим театром (Елена Фетисова)

На сцене расположились пять громадных войлочных
фигур-матрешек (у них внутри спрятаны люди, управляющие движением «объектов» по
сцене). К слову, на пресс-конференции сценограф Марко Япель, который давно
работает с Клюгом, признался, что добиться правильного движения по сцене таких
больших «декораций» было совсем непросто.

Источник: 7days.ru