Заморозка Козака

Нефтяные компании подписали с правительством в лице Министерства энергетики и Антимонопольной службы соглашении о заморозке цен на бензин и дизельное топливо. Ключевой пункт соглашения — коллективная ответственность: если хотя бы одна компания нарушит обязательства, то правительство введет заградительные пошлины, которые скажутся на состоянии всей отрасли.

О том, что соглашение подписали все компании, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак, который отвечает в правительстве за топливно-энергетический комплекс и вел эти переговоры. По словам Козака, соглашения были подписаны с различными компаниями в период с 7 по 10 ноября.

 

Дмитрий Козак / kremlin.ru

«До каждой нефтяной компании доводились объем, параметры поставок на внутренний рынок, биржу и мелкооптовый рынок объемов нефтепродуктов в объеме, который соответствует поставке в соответствующем месяце 2017 года плюс 3%, — передает РБК слова Козака. — Также определены ценовые параметры в региональном разрезе по каждому субъекту Российской Федерации, какая должна быть цена оптовых поставок нефтепродуктов в каждый субъект по историческому принципу».

Козак на совещании членов правительства с президентом рассказал, что нефтяные компании выполняют свои обязательства уже с 1 ноября. «На утро 1 ноября было падение цен на бирже на дизель на 4%, на 92-й бензин — на 3,5%, на 95-й — почти 3%. И цены примерно в этом сегменте в настоящее время держатся», — рассказал он. По словам Козака, сейчас ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабилизирована, а цены заморожены, с учетом инфляции и изменений в налоговом законодательстве, до марта 2019 года. 

 

АЗС / pixabay.com

Напомним, речь, фактически, идет о введении государственного регулирования цен на топливо. В России цены на бензин, как правило, растут скачкообразно — потому что этот товар считается социально значимым и во время, например, накануне важных выборов в результате негласных соглашений нефтяные компании сдерживают рост цен. Так произошло и в 2018 году, перед выборами президента розничные цены на топливо не росли, при том что оптовые цены никто не сдерживал. В результате после проведения голосования, в апреле-мае, за несколько недель, цены на бензин выросли более, чем на 10%.

Причин для роста цен на топливо было несколько — но основная состоит в том, что в России бензин стоит заметно меньше, чем в Европе, а значит нефтяным компаниям выгоднее его экспортировать, чем продавать внутри страны. Именно для борьбы с этой диспропорцией цен правительство готово ввести заградительные пошлины и использует эту готовность для того, чтобы угрожать нефтяным компаниям.

 

Мотоциклист  / pixabay.com

Стоит отметить, что, по всей видимости, главными проигравшими в сложившейся ситуации станут небольшие компании, которые или занимаются перепродажей нефтепродуктов, или владеют региональными сетями заправок — если правительство не будет прилагать усилий к их спасению, то за несколько месяцев они просто разорятся.

А пока все следят за дальнейшей работой Дмитрий Козака. На посту ответственного за промышленность и ТЭК вице-премьера он уже занялся спасением группы ГАЗ, для чего вел переговоры с американским послом, а также «продавил» заморозку цен на бензин. Если все его начинания будут завершаться успешно — что, пока, совершенно не гарантировано — то эффективности этого чиновника многие будут завидовать.

Источник: polit.ru