20 февраля Эммануэль Макрон и Владимир Путин договорились о встрече контактной группы по вопросу урегулирования конфликта в Украине. На встрече должны принять участие представители Украины, России и ОБСЕ.
До этого президент Франции встречался с Владимиром Путиным в России, а также дважды беседовал с Владимиром Зеленским об обострении ситуации на Донбассе.
Специалист по новейшей истории и политике Франции, доктор исторических наук, профессор кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, экс-советник российского посольства во Франции Юрий Рубинский рассказал Полит.ру, почему Эмманюэль Макрон активнее других мировых лидеров налаживает контакт между Россией и Украиной.
Решение конфликтов — не новая роль в президентстве Макрона. В апреле он надеется продлить свой срок. В самом начале своего президентства первым государственным руководителем, которого пригласил Макрон, был Путин. Российский президент приехал к Макрону через две недели, после французских выборов. Тогда они встречались в Версале в честь 300-летия визита Петра I во Францию. Макрон также приглашал Путина в летнюю резиденцию французских президентов форт Брегансон и помогал возобновить отношения с «Большой семеркой».
Нынешние действия Макрона — это не только его особые симпатии к России. Кто бы ни возглавил Францию после президентских выборов в апреле 2022 года, Франция стремится играть роль, которая обеспечит ей место в диалоге крупных держав: США, Китая и России. Макрон убежден, что Франция имеет все шансы выступить в роли полномочного представителя Европейского союза в целом в противостоянии Востока и Запада.
Макрон хочет найти место Франции в международной политике и решить спорные вопросы, сведя к минимуму возможные конфликтные ситуации.
Президент Франции не только стремится получить выгоду для себя в предвыборной гонке, но также выступает в качестве председателя Совета Евросоюза — с 1 января Франция на полгода стала страной-председателем ЕС. Макрон также стремится найти общий язык с новым руководством Германии, совершенно иной по политическим признакам и программе.
Сложившаяся ситуация — это не второстепенная сторона французской внешней политики, это ее специфика. Франция сегодня оказалась перед серьезным испытанием не столько на востоке — то есть в связи с Россией и Украиной, — но и в сфере ее интересов в Африке, прежде всего в Сахеле. В первую очередь в Мали, где французское вооруженное присутствие в борьбе против исламского фундаментализма продолжается с 2013 года. Макрон хочет, чтобы французское присутствие там не закончилось такой же катастрофой, как присутствие США в Афганистане.
У Франции есть интересы — экономические и геополитические, — связанные с эмиграцией из арабо-мусульманских стран Сахеля в Евросоюз и Францию прежде всего. Французское военное присутствие в Сахеле завершается неудовлетворительно, пусть не так позорно, как у США в Афганистане. Итоги опосредованного, но продолжительного присутствия Франции в Мали будут играть определенную роль на апрельских выборах. Не главную, но существенную.
Западная Африка в два раза больше по территории, чем Франция, хотя со значительно меньшим населением, очень бедная, очень конфликтная, очень трудная — но расстаться с ней Макрону и Франции очень тяжело. Это болезненная и тяжелая проблема для Франции, которую она пытается морально и политически решить сегодня.
Южное направление французских интересов и политики объективно более важно для Франции, чем восточное направление. Украина же — поле конфликта между Западом и Востоком. На сегодня Франция находится перед вызовами и с Востока, и с Юга и Запада. Справиться со всем одновременно Франция в одиночку не может. Поэтому Макрон выступает с места уполномоченного представителя Евросоюза в целом. Хотя Евросоюз далеко не един в отношении к той роли, которую Франция ему предлагает.
Франция ищет себе место посредника — это та роль, на которую претендует Макрон и во внутренней политике между левыми и правыми, и в международном плане между США, Китаем и Россией. Это его стиль. Макрон хочет быть необходимым посредником и искать решения, которые конфликтующие стороны сочли бы для себя приемлемыми. Это рискованная, но серьезная ставка, которую делает Макрон на весь период своего президентства и на будущее.
Очень трудно предсказать сейчас успехи Макрона во внутренней и внешней политике. Всё покажет буквально ближайшее время — в какой степени Россия, США и Китай заинтересованы и видят пользу для себя во французском посредничестве.
Возможно, Макрона переизберут во Франции, но гарантировать это нельзя. Всё зависит от того, насколько успешно Макрон сможет усидеть на нескольких стульях одновременно и извлекать из этого выгоду.
Источник: