Василий Покровский — сын священника из села Баевка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии (затем Кузовской район Куйбышевской обл.). Окончил курс в Симбирской духовной семинарии по второму разряду и в 1903 году был рукоположен во диакона к селу Алово Алатырского уезда Симбирской губернии. В том же году он был рукоположен во священника к селу Архангельское (Куроедово) Карсунского уезда той же губернии. В 1904 году был перемещен в село Дады Ардатовского уезда Симбирской губернии. В 1912 году перемещен в село Андреевка того же уезда. В 1917 году перемещен в село Промзино Алатырского уезда.
В 1929 году за неуплату налогов осужден народным судом к двум годам лишения свободы и срок наказания отбыл. С 1931 по 1933 год служил в Крестовоздвиженской церкви города Алатырь. Протоиерей. С 1938 года служил настоятелем полевой Стефановской церкви города Алатырь, вместе со священником Емелианом Киреевым.
В 1940 году оба священника были арестованы за неуплату налогов по статье 24-ой и приговорены народным судом города Алатырь к шести месяцам исправительно-трудовых работ, но были оправданы.
В 1941 году власти города Алатырь всеми средствами решили закрыть последний храм в городе. Непомерный налог, начисленный на священников полевой церкви, который они не смогли уплатить, послужил поводом для закрытия храма.
За этим последовал и арест самих священников. 24 июля состоялся обыск в доме отца Василия и его арест. 25 июля состоялся первый допрос, 3 августа — второй допрос, на котором он объяснял, что «священнослужителей полевой церкви обложили непосильным налогом, тогда они попросили верующих помочь собрать деньги. Несмотря на сбор денег, они налог, начисленный за 1941 год уплатить не смогли. До сих пор они должны Горфинотделу более 300 тысяч рублей».
4 августа состоялся третий допрос на котором следователь спрашивал:
— Вы обвиняетесь в том, что в течении ряда лет систематически проводили среди верующих граждан совместно с попом Киреевым организованную контрреволюционную антисоветскую агитацию против мероприятий партии ВКП(б) и советского правительства, призывали верующих не вступать в колхозы, то есть в преступлении предусмотренном по статье 58 пункты 10, 11 УК РСФСР, так скажите вы признаете себя в этом виновным?
Отец Василий виновным себя в этом не признал, а признал себя виновным в том, что когда Алытырский горфинотдел обложил его непосильным налогом за 1940 год, то он говорил и писал жалобу.
Далее следователь спрашивал:
— Расскажите какие проповеди в полевой церкви среди верующих граждан вы в мае 1940 года говорили?
— Никаких проповедей я не говорил, а лишь только всегда на исповеди верующих в церкви говорил: Верующие, другие говорят, что нет Бога, но у каждого из вас есть голова и разум и по мере возможности разбирайтесь — кто говорит правду, а кто неправду. Дальше, ввиду роптания верующих на советскую власть я им говорил: верующие, знайте, что недовольство властью является грехом, поэтому какая бы власть не была — она является от Бога и поэтому всякой власти надо подчиняться. Кроме того я на исповедях верующим говорил: верующие, скажите — веруете ли вы в Бога Господа Иисуса Христа и повторяйте за мной — веруем. Что они и делали. Больше я никаких призываний и проповедей в церкви не говорил. В декабре 1940 года в полевой церкви я верующим объявил: кто желает причащаться, тот пусть слушает молитву перед исповедью. Я сказал — кто верует в Бога Иисуса Христа кайтесь в своих грехах. Помните верующие, что многие говорят о том, что Бога нет, что нет Матери Божией и нет никаких угодников. Заблудились эти люди, они даже позволяют ругать Бога и святых апостолов. Не верьте никому — это такие люди, которые все лгут. Не поддавайтесь соблазну этих врагов и диаволов. Они везде и всюду говорят против Бога, против Святой Церкви, которая нас воспитывает духовной жизнью и ведет ко спасению души.
Один из свидетелей показал:
«Хорошо помню, в последних числах января 1941 года, кода принесли извещение об уплате налога попам Покровскому и Кирееву, в это время Покровский в церкви заявил: я от службы отказываюсь, потому что наложили непосильный налог, эти коммунисты, с полки. Тогда Киреев среди присутствующих граждан верующих со злобой во всеуслышание сказал: граждане, так и так нас посадят в тюрьму, пусть меня возьмут из алтаря, прямо с престола, арестуют, но я буду служить до конца. Верующих Киреев этими словами возбудил в гнев против советской власти и они плакали, не желая расставаться с церковью и с попами Покровским и Киреевым. Верующие после этого заявили, служите батюшки мы вас поддержим и будем за вас хлопотать, чтобы с вас налоги сложили». Другой свидетель показывал: «Поп Покровский говорил: граждане верующие, на нас наложило Горфо непосильный налог, поддержите нас, а то мы от службы в церкви отказываемся. Верующие в это время плакали и просили Покровского и Киреева продолжать службу в церкви. В это время поп Киреев говорил: Несмотря на то, что на нас наложили непосильный налог, я согласен продолжать дальше службу, так как так и так будем мы служить или не будем служить все равно мы будем наказаны — такое время сейчас пришло, так сказано в писании Божием».
Одна из свидетельниц в отношении Покровского и Киреева показывала:
«В церкви при исповеди всегда проповеди говорили: верующие, нужно держаться вере Христовой, что она спасет от всяких бед и скорбей и душа ваша не погибнет, а будет обитать в Царствии Небесном. Потом поп Покровский, возвышая голос громко говорил: никого не слушайте, что нет Бога, Бог на небесах и вездесущ, на всяком месте, все видит и все ведает. В это время масса криком ему ответила — веруем батюшка. На это Покровский сказал: веруйте, крепко веруйте в Матерь Божию и во всех святых. В феврале 1941 года поп Покровский на поданное ему извещение о налоге на 9 тысяч рублей выразился так: Эх, черт возьми, перед концем что ли они бесятся».
11 сентября был арестован еще один обвиняемый по этому делу — Подрезов, пенсионер. 21 сентября он дал показания, что священники Покровский и Киреев являются руководителями к/р организации. Однако в дальнейшем Подрезов на очной ставке с о.Емилианом отказался от своих показаний.
23 сентября следствие было окончено. 10 октября всем троим обвиняемым было предъявлено обвинительное заключение по статье 58-10 часть 2 и 58-11. 18 октября судебная коллегия по уголовным делам определила обвинительное заключение утвердить и на 30 октября было назначено судебное заседание. В назначенный день открылся суд, на котором подсудимые священники мужественно отрицали обвинения в антисоветской агитации. Прокурор просил суд вынести приговор в отношении Подрезова — расстрел, в отношении Покровского и Киреева — 10 лет лишения свободы. Адвокат просил в отношении Покровского и Киреева вынести мягкий, справедливый приговор. Обвиняемым было предоставлено последнее слово, в котором они просили вынести справедливый приговор. После совещания суд приговорил всех троих к высшей мере наказания — расстрелу. В установленном порядке от приговоренных священников поступила совместная кассационная жалоба в Верховный суд РСФСР о пересмотре приговора. Приговор был признан правильным.
Священники Василий Покровский и Емилиан Киреев были расстреляны 26 декабря 1941 года в 19 часов 30 минут в окрестностях города Алатыря на правом берегу р. Суры. Похоронены в безвестной общей могиле.
Источник: