Ефросиния Тимофеева — крестьянская дочь из деревни Грязное Острицкой волости Гжатского уезда Смоленской губернии. В анкетах советского времени Евфросиния значилась как малограмотная. В 1903 году 20-летняя Ефросиния Тимофеева стала послушницей московского Алексеевского монастыря. После закрытия обители Евфросиния вместе с сестрой осталась жить в тех же помещениях, но уже обращенных распоряжением советской власти в мирские квартиры. Они стали помогать при храме, а на жизнь зарабатывали рукоделием.
29 декабря 1930 года была арестована по обвинениню в «антисоветской агитации», во время следствия содержалась в Бутырской тюрьме.
Допрашивал ее в качестве следователя студент высшей школы ОГПУ, для которого эти допросы священников и монахов являлись практическим занятием, необходимым для получения диплома. Курсант школы ОГПУ отчетливо прочитал напечатанные в анкете арестованной графы и подробно записал ее ответы. На вопрос о партийности и политических убеждениях Евфросиния Тимофеева ответила ему: «Я могу уважать власть, которая не издевается над верующими; религия должна стоять во главе управления государством, так как всякая власть дана Богом». На вопрос анкеты, где она жила и что делала во время Февральской революции, она ответила: «Жила в монастыре и молилась Богу за батюшку царя и весь дом».
После заполнения анкеты следователь-курсант приступил к допросу. Выслушав его, Евфросиния Тимофеева сказала: «В монастырь я поступила в 1903 году. В то время была волна притока в монастыри, и я тоже пошла. В монастыре мне жизнь понравилась, и я жила там хорошо. После революции жизнь пошла по-иному, советская власть занялась гонением на всех верующих, стала на путь арестов всех служителей религиозных… только потому, что они веруют в Бога… Исходя из этого, я поневоле стала на путь недовольства и недоброжелательности к советской власти. Свои взгляды я высказывала молящимся в церкви бывшего Алексеевского монастыря, говорила и своим заказчикам о советской власти и выражала желание, чтобы вернулась царская власть. Я лично, прислушиваясь к Священному Писанию, всегда молилась Богу о замученных и изгнанных советской властью! Об этом я не скрываю и буду говорить об этом».
3 января 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорена к трем годам высылки в Северный край.
По окончании срока ссылки Евфросиния Тимофеева поселилась в городе Кашире Московской области, однако власти вскоре потребовали, чтобы она покинула этот город, как имеющий ограничения в прописке для лиц, отбывавших заключение и ссылку, и она уехала в деревню Суково Озерского района. Судя по справке, которую по требованию НКВД дал в сентябре 1937 года сельсовет, она продолжала вести активную церковную жизнь. Председатель сельсовета и секретарь писали: «Проживает в церковной сторожке, без прописки в районе и без определенных занятий. Ведет активную агитацию среди населения за прописку в селе Сукове нового попа. Когда сельсоветом в прописке попа было отказано, Тимофеева привела в сельсовет группу церковниц и стала требовать, чтобы прописали попа, при этом она упирала на то, что сельсовет, не прописывая попа, нарушает 124 статью конституции».
21 сентября 1937 года сотрудник Каширского НКВД Успенский вызвал в качестве свидетеля диакона Успенского собора в Кашире Дмитрия Разумова, который дал подробные показания обо всех монахах и монахинях, живших тогда в Каширском районе. Показания оказались настолько ценны для сотрудников НКВД, что они постановили на их основании выделить дела монахинь «в особое производство для дальнейшего расследования и привлечения к ответственности». О Евфросинии Тимофеевой лжесвидетель сказал: «В селе Суково Озерского района проживают монашки Евфросиния и Прасковья. Все монашки имеют тесные связи между собой, постоянно общаются, устраивают сборы, где, осуждая всякие мероприятия советской власти, сочиняют провокации; ведут контрреволюционные разговоры с тем, чтобы, разойдясь, распространять контрреволюционные слухи среди населения как в городе, так и в деревне».
30 сентября 1937 года Евфросиния Тимофеевна была арестована, заключена в каширскую тюрьму и 2 октября допрошена.
— Следствию известно, что вы среди колхозников проводили контрреволюционную деятельность. Дайте правдивые показания!
— Контрреволюционной деятельности среди колхозников я не проводила.
10 октября в качестве свидетеля была допрошена казначея каширского собора, которая показала: «В августе 1937 года Тимофеева в разговоре со мной рассказала, что у них в селе Суково не хотят прописывать попа, верующие обращались в сельсовет, чтобы он прописал попа, а сельсовет прописать отказался. При этом Тимофеева мне заявила: «Большевики конституцию выпустили для обмана народа, все, что в ней написано — это один обман и ложь, пишут в конституции, что верить в Бога можно, а веру сами преследуют, большевики — это не люди, а посланцы сатаны». Когда я у Тимофеевой спросила, обращались ли за пропиской попа в райисполком, она мне ответила: «А там, думаете, сидят люди, там сидят те же антихристы-большевики. Нет, видно, пока будет существовать советская власть, до тех пор она будет притеснять православный народ, но вечного на земле нет ничего, придет конец и этой антихристовой власти».
15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Евфросинию Тимофеевну к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и она была отправлена в Бамлаг.
Скончалась в лагере 5 ноября 1942 года.
Источник: